Длинные и короткие нарды: в чем разница? Правила игры в короткие и длинные нарды.

Нарды - одна из самых древних игр, история которой насчитывает более пяти тысяч лет. Первые наборы нард и правила игры несколько отличались от современных. Правила, которые дошли до нашего времени, были утверждены только в 1743 году, и с тех пор считаются официальными. Согласно им проводятся мировые турниры и чемпионаты, в которых принимают участие опытные и профессиональные игроки.

Существует две наиболее распространённых разновидности нард - длинные и короткие. Несмотря на большое сходство, каждая из них имеет свои отличия, которые несколько меняют игровой процесс. Но существуют и неизменные условия, которые относятся к любым нардам. Во-первых, как и большинство настольных реализаций, нарды - это игра для двух человек. В начале партии каждый из них получает по 15 фишек одного цвета, которые выстраиваются в одном из углов игрового поля, именуемым домом. Затем каждый участник по очереди бросает кости, и перемещает свои фишки согласно выпавшим числам. В ходе игры все фишки игрока должны пройти путь по всему полю (в длинных нардах движение происходит против часовой стрелки, а в коротких черные и белые шашки движутся навстречу друг другу). В итоге все шашки должны вернуться в дом, после чего игрок выводит их с поля. Кто раньше успеет это сделать - тому и присваивается победа.

Инвентарь. Все разновидности игры нарды имеют один и тот же набор: доска, кубики и шашки. В разных вариациях количество шашек может отличаться, но в наиболее популярных разновидностях этой игры - коротких и длинных нардах их количество одинаковое - по 15 шашек.

Короткие нарды. Динамичная и наиболее популярная разновидность игры в нарды во всём мире. В начале игры шашки соперников располагаются на всей доске в на фиксированных позициях. Движутся в противоположных направлениях, существует возможность выбивать блоты (пункты с одной шашкой противника) на бар.

Длинные нарды. Шашки игроков расположены за пределами доски. С началом игры необходимо выставлять шашки на доску и начинать движение. Начальные позиции игроков - по диагонали. Движутся шашки против часовой стрелки в дома, расположенные на противоположной стороне той же половины доски. Это позволяет шашкам соперников пересекаться. Запрещается переходить на пункт, занятый хотя бы одной шашкой соперника, нет возможности выбивать шашки.

В нарды можно играть как на интерес, так и делая ставки. При игре на деньги участники могут вносить некоторые изменения и оговаривать особенности игры, решающие, кому в итоге достанется разыгрываемая сумма. Также, в зависимости от обстоятельств, разыгрываемая сумма может увеличиваться в 2, 4, 8 ... 64 раза, если оговорено использование куба даве.

Каково происхождение игры в нарды?

Нарды известны, как самая древняя настольная игра. Ее истоки восходят к Месопотамии, к третьему тысячелетию до нашей эры. Первые же написанные правила для этой игры датируются XIII веком, в книге игр короля Альфонсо X.

Описание и цель игры

В игру нарды играют два игрока . Игра происходит на доске, игровыми полями являются вытянутые треугольники, расположенные в четырех квадрантах доски (по шесть треугольников в каждом квадранте) так, как показано на картинке. Доска по своей длине разделена средней зоной, которая называется бар.

Каждый игрок имеет в своем распоряжении 15 шашек цвета, отличного от цвета фишек соперника. Игра начинает из расположения, показанного на картинке.

Цель игры заключается в том, чтобы каждый игрок передвинул свои 15 шашек в их дом или внутренний соответствующий квадрант, откуда он может убрать их из доски. Выигрывает тот игрок, который первым сможет вынуть все свои фишки с доски.

Для того, чтобы играть в нарды, необходимы:

  • доска для игры;
  • 15 шашек одного цвета и 15 — другого цвета;
  • 2 или 4 игральные кости.

Начальное расположение и начало игры

Каждый игрок располагает свои 15 фишек так, как показано на рисунке выше. В этом случае, синие начинают свое движение из верхней части доски справа налево, затем перемещаются вниз в левую часть доски, и оттуда вправо, во внутренний квадрант или свой дом. В итоге, перемещение синих фишек происходит против хода стрелки часов. Белые фишки перемещаются в направлении, противоположном черным, то есть по часовой стрелке, и не разрешается, чтобы они изменяли направление своего движения.

Вначале, каждый игрок бросает одну кость, чтобы определить, кто начинает игру. Игрок, у которого выпал больший номер, начинает первым. Если у обоих игроков выпало одно и то же число, необходимо повторять броски до тех пор, пока не появятся разные числа. Для первого перемещения шашек, начинающий игрок должен использовать это выпавшее число.

Игра

Броски костей

После того, как игра началась, далее игроки использует две кости , и перемещают шашки по очереди. Каждый игрок бросает кости на половину доски, которая находится справа от него. Шашки могут передвигаться на столько пиков, сколько указывает выпавшее число. Игрок может выбрать две возможности перемещения шашек:

Ограничения и незаконные перемещения

Перемещая шашку, можно занять любой пик, за исключением тех, на которых находится две и более шашки соперника .

В начале игры ни один из игроков не может провести шашки, то есть правильно перемещать всегда на числа, выпавшие на брошенных костях. В случае, когда имеется лишь возможность переместить шашку на одно из двух выпавших чисел, должно играть большее из выпавших чисел. Если же нельзя переместить ни одну шашку на какое-либо выпавшее число, тогда бросок считается нулевым и очередь переходит к другому игроку. Если один из игроков переместил шашку незаконным или неправильным способом, соперник может потребовать правильного перемещения шашки при условии, что кости не были снова брошены.

Поедание и введение в игру шашек

Если какой-либо пик занят лишь одной шашкой, то она является пищей для фишки соперника , когда перемещение последней заканчивается на этом пике, или когда она делает промежуточную остановку на этом пике. Съеденную фишку ставят на центральное поле.

Игрок, который имеет одну или больше шашек, вышедших из игры, не может перемещать ни одну из своих шашек по доске до тех пор, пока не вернет все шашки, находящиеся на середине доски, в игровое поле. Шашки, которые вышли из игры, вновь входят в нее через дом или внутренний квадрант соперника. Шашки могу снова быть введены в игру, если выпавшие числа позволяют достигнуть свободного пика дома соперника. В случае, если на пике, через который шашки входят в игру, находится единственная фишка соперника, то она будет съедена, входящей в игру с бара фишкой. Если после броска костей, игрок не смог ввести шашку или шашки из бара в игру, ход считается потерянным, и очередь переходит к его сопернику.

Двойное число

Если после броска на обеих костях выпадает одно и то же число, игрок перемещает шашки на число в два раза больше, чем выпало. Например, если после броска выпало две тройки , мы должны перемещать четыре раза по три. И таким образом, одна фишка может перемещаться четыре раза по три пика; или одна фишка может перемещаться три раза по три пика, и другая фишка перемещаться три пика; или одна фишка может перемещаться два раза по три пика, и две другие фишки могут перемещаться по три пика каждая и так далее.

Вывод с доски

Шашки лишь тогда могут быть спасены или изъяты с доски, когда все они (15 штук) находятся в собственном доме или во внутреннем квадранте. Спасать — означает вынимать фишки из игральной доски путем бросания костей. Фишка только тогда может быть спасена, если выпавшее на одной из костей число, достаточно велико, чтобы она перешла через борт игральной доски .

Весь бросок костей, или часть броска также может быть использован для перемещения фишек вдоль внутреннего квадранта вместо изъятия их из доски. Это может быть полезным, когда соперник имеет фишки, находящиеся в баре, которые, будучи введенными в игру, могут съесть шашку, которая одна находится на одном из пиков своего дома. Когда происходит такая ситуация, то есть, когда фишка была съедена в процессе вывода, то необходимо снова вернуть эту съеденную фишку во внутренний квадрант соперника и переместить ее оттуда в собственный внутренний квадрант до того, как будет продолжен вывод остальных фишек с игровой доски.

Конец партии и возможные результаты

  • Обычная победа: победителем является тот игрок, который вытащит все свои фишки с доски раньше, чем соперник вытащит свою последнюю шашку. В этом случае, соперник смог спасти одну или больше фишек (1 очко);
  • Гаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной (2 очка);
  • Бакгаммон: победитель вывел все свои шашки, а соперник еще не вывел ни одной и имеет, по крайней мере, одну фишку в баре или во внутреннем квадранте победителя (3 очка).

Двойная кость

Эта кость, которая имеет номера 2, 4, 8, 16, 32, 64 на ее сторонах. Когда играют в нарды — обычно играют партии в X очков, которые зависят от типа победы игрока. Эта кость служит для удвоения ставки и дает возможность получить больше очков, если мы считаем, что имеем преимущественную ситуацию по сравнению с нашим соперником. Последний может принять ставку, а может отказаться от нее.

Все вышеперечисленные правила игры относятся к коротким нардам. Именно этот тип игры подходит для начинающих игроков, так как короткие нарды — более быстрая и динамичная игра. Кроме того, ввиду ряда специфических правил, короткие нарды являются более интересной игрой, чем длинные нарды. Тем не менее, кратко расскажем об отличии длинных нард от коротких.

Цель длинных нард такая же, как и коротких: переместить все шашки в дом и вывести их с доски раньше соперника. Однако, существует несколько отличий в правилах игры в длинные нарды:

Нарды это игра, в которую играют миллионы людей во всем мире. Она пережила века, но не стала менее популярной, а может быть и, наоборот, с каждым годом, каждым днем, набирает все больше поклонников во всем мире. При чем каждый выбрал для себя излюбленный вид это игры – кто-то предпочитает длинные нарды, кому-то нравятся короткие, а кто-то и вовсе разыгрывает партии в «американку» или «Единичка-двоечка», вариаций существует огромное количество! Но все равно, самыми популярными остаются длинные и короткие нарды. А часто ли вы, включая на компьютере полюбившиеся онлайн задумывались, а в чем их существенное отличие от коротких?

Попробуем проанализировать.

В первую очередь, самое очевидное, – длинные нарды имеют другую начальную расстановку шашек на игровом поле. Так что при первом взгляде на доску станет понятно, для какой игры сделан расклад.

Существенные расхождения в правилах такие: в длинных нардах, в отличие от коротких, отсутствуют так называемые сбитые шашки. По правилам такой игры, существует запрет ставить свою шашку в ту лунку, которая уже занята хотя бы одной шашкой вашего соперника.

И последнее, самое существенное отличие: в длинных нардах существует возможность «запирания». На практике это выглядит так: построение из шести шашек одного игрока перед одной шашкой другого, считается примером «запирания» шашки. Ряд из таких шашек – отличная помеха шашкам противника.

Вот и вся разница. Казалось бы, мелочи, но если вы поклонник одной из разновидности этой игры, вы чувствуете всю глубину, всю разницу меду этими видами. Что бы не приносило вам больше удовольствия – желаем удачной игры и побольше побед!

Хотите научиться хорошо, играть в Длинные и короткие нарды, тогда вам стоит запустить данный симулятор. При его помощи вы можете узнать, какие ходы наиболее эффективны и наверняка приведут вас к победе. После запуска игры перед вами появиться игровая доска, на которой расстановлены черные и белые фишки. Они стоят в такой последовательности, как будут располагаться, когда вы начнете соревноваться с настоящим противником. Внизу игрового окна вы можете увидеть различные комбинации фишек, которые могут выпадать во время игрового процесса. Именно эти кости покажут вам, какие шаги стоит совершать, в случае если вам выпали такие числа.

Демонстрироваться ходы будут при помощи черных шашек, поэтому следить вам нужно именно за ними. После нажатия на кости, шашки на доске будут двигаться, и вы сможете запомнить, какой ход стоит совершить. Также обратите внимание на табличку, которая появиться на месте комбинаций костей, ведь она рассказывает о совершенном ходе. Как только вы хорошенько запомните показанный ход, то вернитесь назад и воспользуйтесь другой необычной подсказкой. Все показываемые вам ходы не похожи друг на друга, поэтому вы сможете изучить различные варианты и приступить к настоящему соревнованию, в котором наверняка победите.

  • Если вы любите настольные игры, в которых вам предстоит сражаться с реальными оппонентами, тогда вам стоит запустить Длинные нарды с соперником. Благодаря тому, что данный симулятор максимально приближен к реальности, вы сможете насладиться каждой минутой проведенной на игровом п [...]
  • Супер длинные нарды это симулятор, в котором вам предстоит использовать все свое логическое мышление, чтобы обойти своего соперника. Для того чтобы стать победителем вам необходимо перевести все фишки в коробочку расположенную справа. Сделать это будет непросто, ведь всего одна о [...]
  • Русские длинные нарды это настольная игра, в которой победителем сможет стать только один игрок. Вашим противником выступает компьютер, который знает наверняка, как правильно совершать свои ходы. Ваша задача не отставать от него и пытаться как можно быстрее справиться с поставлен [...]
  • Настольная игра Длинные нарды на двоих поможет вам узнать, сможете ли вы обойти своего противника и стать победителем. Здесь ваша задача непростая, вам необходимо как можно быстрее провести маленькие фишки через все поле и сложить их в нужном месте. Если вы сможете справиться с р [...]

Чтобы понять основную цель игры в нарды, нужно познакомиться с игровым полем. Оно имеет прямоугольную форму и разделено на две части. На каждой из них – по 12 пунктов, всего их 24. Они представляют собой треугольники, вытянутые от краев к середине доски, и имеют собственные номера – для каждого игрока свои – от 1 до 24.

Поле для нард

Чтобы играть в нарды, нужно осознать, что то, что для одной стороны будет цифрой 24, для другой окажется единицей, и наоборот. Это касается всех пунктов. Каждый игрок имеет по 15 одноцветных шашек, его задача – пройти ими по доске полный круг, выйдя из «дома» и, вернувшись в него обратно, вывести шашки за пределы поля. «Дом» – это шесть подряд идущих пунктов в одном из углов поля, начальная позиция двух соперников. В игре большая роль отводится случайности, так как обе стороны пользуются парой игровых костей. Существует множество всевозможных разновидностей нардов, однако мировое признание получили только две из них, а именно длинные и короткие. Для обоих видов правила, как играть в нарды, разнятся.

Как делать ход

В любом случае, право первого хода определяется путем бросания одного игрального кубика. Тот из участников, у кого выпало большее число очков, приступает к игре первым, а далее ходят уже в порядке очереди. На сколько пунктов надобно переместить шашку, обуславливается количеством выпавших на двух костях очков. Противники двигают свои фигуры друг другунавстречу, от 1 до 24 пункта. В коротких нардах разрешается не только помещать шашки на незанятые пункты, но и выбивать одиночно стоящие фигуры оппонента, а в длинных – нет. Ставить фигуру на пункт или выбивать шашку соперника нельзя, если на позиции стоит сразу несколько его фигур. Допустимо снимать только одну шашку и только из головы за один ход. Хорошо помогает обучаться играть в нарды видео, выложенное в свободном доступе в сети: можно на наглядном примере узнать о правилах игры.

Когда игрок двигает одну фигуру, требуется, чтобы хотя бы один из промежуточных пунктов между прежним ее местоположением и новым был свободен. Сбитая шашка помещается в «бар» – на линию, проходящую через центр доски. Перед тем, как двигать фигуры, надлежит вернуть обратно на поле все выбитые шашки, и расположить их в «доме» конкурента в соответствии с выпавшими на костях очками. В это время разрешается выбивать фигуры соперника.

Победа в нардах

Любой, кто умеет правильно играть в нарды, знает, что тот, кто снимет с доски все свои шашки, предварительно приведя их в чужой «дом», и становится победителем. Выбрасывать фигуры разрешается только тогда, когда они все в «доме». Если в момент их выбрасывания оппонент выбил с поля, хотя бы одну фигуру, ее нужно возвратить в «дом». До того, пока этого не случится, снимать фигуры нельзя, однако игрок может перемещать шашки внутри «дома».

Как упоминалось, большое значение в нардах отводится игральным кубикам. Так, количество пунктов, на которые требуется подвинуть фигуру во время первого хода, определяется очками, выпавшими сразу на обеих костях во время жеребьевки. Чтобы научиться играть в нарды, нужно понять, что непосредственно во время игры соперники по очереди бросают кубики, и ходят на количество пунктов, равное выпавшим на костях очкам. Возможен «куш» или «дубль» – на обоих выброшенных кубиках выпали одинаковые числа. Тогда очки удваиваются, а игрок получает право передвинуть одновременно 4 фигуры за ход. Если выпавшее число больше, чем расстояние от дальней фигуры до края доски, а все шашки – в «доме», с поля снимается самая отдаленная шашка. В той ситуации, когда во время хода есть только один вариант перемещения, позволительно передвинуть фигуру на большее количество пунктов, чем досталось очков. Если имеется несколько альтернативных ходов, лучше выбрать тот, на который нужно затратить две кости, а не одну. Когда шашки вообще невозможно двигать, ход приходится пропускать.

В чем разница между длинными и короткими нардами?

Правила игры в нарды длинные отличаются от вышеназванных только тем, что в них воспрещено выбивать фигуры противника. Кроме того, «дом» белых – пункты под номерами 13 и 18, а «черных» – 1 и 6. Также разница состоит в том, что в длинных нардах оба игрока двигают фигуры против часовой стрелки, то есть, не навстречу один другому, а друг за другом. Одно из правил гласит, что перед шашками оппонента ни в коем случае нельзя выстраивать непроходимый заслон. Снимать шашки с доски позволительно по выпавшим очкам: фигура выводится с того поля, чьему номеру соответствует количество набранных очков. В коротких нардах стартовая позиция сложнее. «Дом» игрока и «двор» игрока – позиции 6 и 1, 12 и 7 соответственно, «дом» и «двор» неприятеля – 19 и 24, 13 и18. Перед тем, как играть в нарды короткие, надобно расположить фигуры в верном порядке: по две – на позициях 1 и 2, и по четыре – на 12 и 19, и три – на пункте 17. То же, с учетом обратной нумерации, касается и оппонента.

Помимо длинных и коротких, существуют другие разновидности нардов, среди которых выделяются короткие кавказские. Их правила ничем не отличаются от принятых, однако шашки противника нельзя сбивать в своем «доме». Когда игра проводится со ставками, ее условия оговариваются в отдельном порядке между сторонами. Иногда используют так называемый «куб удвоения», который помогает вести учет роста ставок. Кроме того, во время «дубля» ставки поднимаются в два раза. При желании, можно оговорить с оппонентом максимальное количество «дублей» за партию.