Презентация история шахмат начальная школа. Презентация на тему "знакомство с шахматными фигурами"


Одну из подобных легенд я и хочу рассказать. Чтобы понять её, не нужно вовсе уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфлённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые). Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый учёный, получавший средства к жизни от своих учеников. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь. Мудрец поклонился. Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё пожелание, - продолжал царь. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её. Сета молчал. Не робей, - одобрил его царь. Выскажи своё желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его. Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелому размышлению, я сообщу тебе мою просьбу.


Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы. Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. Простое пшеничное зерно? - изумился царь. Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвёртую - 8, за пятую - 16, за шестую - 32 … Довольно, - с раздражением прервал его царь. Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.


За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду. Повелитель, - был ответ, - приказание твоё исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зёрен. Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно. Вечером, отходя ко сну, царь ещё раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца. Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт. Почему медлят с этим делом? - гневно воскликнул царь. Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю. Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его. Прежде чем скажешь о твоём деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час, - ответил старик. Мы добросовестно исчислили всё количество зёрен, которое желает получить Сета. Число это так велико... Как бы велико оно не было, - надменно перебил царь, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана...


Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах всего государства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажите растопить льды и снега, покрывающие далёкие северные пустыни. Пусть всё пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И всё то, что родиться на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца. Назови же мне это чудовищное число, - сказал он в раздумье. 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615, о повелитель. Т.е зерен.


Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом, в этом вы сами можете убедиться терпеливым подсчётом. Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды. Но он легко мог бы, будь он силён в математике, освободиться от столь обременительного долга. Для этого нужно было лишь предложить Сете самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу.


В самом деле: если бы Сета, принявшись за отсчёт, вёл его непрерывно день и ночь, отсчитывая по зерну в секунду, он первые сутки отсчитал бы всего зёрен. Чтобы отсчитать миллион зёрен, понадобилось бы не менее 10 суток неустанного счёта. Один кубический метр пшеницы он отсчитал бы примерно в полгода: это дало бы ему всего 5 четвертей. Считая непрерывно в течение 10 лет, он отсчитал бы себе не более 100 четвертей. Вы видите, что, посвятив счёту весь остаток своей жизни, Сета получил бы лишь ничтожную часть потребованной им награды.


ЛИТЕРАТУРА Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. - М.: Из-во «НЦ ЭНАС», Перельман Я.И. Живая математика. М.: Из-во «Наука», Над презентацией работал: Пыльнов Игорь. Учитель математики: Л.И.Кунаева. Класс: 6 «Б». Школа: ГОУ СОШ 511.

Знакомство детей с историей шахмат.

МАДОУ №42, г.Ростов-на-Дону.

Дубченко Т.Ю.

Цель : познакомить детей с историей шахмат

Задачи :

Обучающие :

Познакомить детей с историей появления шахмат;

Расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;

Развивающие :

Развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

Развивать активную речь детей;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Оборудование : фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд : индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.

Словарная работа : шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад,

1.Воспитатель:

Ребята!

Что вы знаете о шахматах ?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой ?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации « Шахматы »

Комментарии по ходу слайдов.

Какая самая главная фигура в шахматах ? (ответ детей )

Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы ?

(ответы детей )

3. Индия

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга» .)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы) .

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока .

Из каких материалов делали шахматы , как вы думаете? (ответы детей )

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5. Игра «Море волнуется» .

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется» , но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные , но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура» , то есть шахматная .

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске .

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли : являются ли шахматы королевской игрой ?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей )

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король .

Все что вы узнали о шахматах можно рассказать родителям, братьям и сестрам.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Легенда как появились шахматы История шахмат

В одной далекой стране

А страна называется

2000 лет назад жил-был один человек.

Звали его раджа -БАГРАМ, по-индийски «раджа» это король. Он очень любил воевать со своими соседями.

На юге, востоке, западе, севере. Тем самым довел Индию до разорения. Мудрецы ломали голову над тем, как остановить войну.

Был мудрец у раджи Баграма. и придумал он …

Игрушечную войну- ШАХМАТЫ ……

У каждого играющего есть своя армия-могучие слоны, конница,советники,король,солдаты. И побеждает тот, кто хитрее.

Мудрец рассказал об этой игре. Баграму очень понравились шахматы.С тех пор в Индии перестали войны. Велел Баграм своим подданым научиться этой игре и теперь вел бои на шахматной доске. Захотел он отблагодарить мудреца и спросил его,какую бы он хотел получить награду.

Мудрец велел положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зернышко,на вторую два зернышка,на третью четыре, и на каждую последующую клетку в 2 раза зерна больше. Вот так ты ценишь мою щедрость –обиделся Баграм. Хорошо, я дам тебе столько зерен, сколько ты просишь. Когда слуги подсчитали, оказалось что зерна нужно было столько много, больше чем песчинок в пустыне.

Вот такая легенда. С тех пор в шахматы играют и взрослые и дети.


Слайд 1

Шахматы в нашей жизни

Слайд 2

1 + 2 + 2² + …+ 2 = 2 - 1 зерен
63
64
18 446 744 073 709 551615

Слайд 3

Цель исследования: узнать историю шахмат – когда возникли шахматы, что означает само слово «шахматы», когда появились первые шахматные задачи, какие были раньше правила игры, имена чемпионов мира; изучить, как относятся к этой игре мои одноклассники. Задачи исследования: прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат, историю этой игры; узнать имена чемпионов мира по шахматам; провести анкетирование учащихся и выяснить, почему надо дружить с шахматами; сделать выводы и рекомендации. Для написания работы были использованы следующие методы: 1. Метод теоретического исследования (анализ исторического материала, литературы по данной теме). 2.Обобщение результатов своей деятельности в шахматном кружке. 3. Метод анкетирования и наблюдения (анкетирование учащихся своего класса). 4.Обобщение данных и составление работы.

Слайд 4

Шахматы в России.
Основоположником русской шахматной школы считается М. Чигорин, который был первым русским шахматистом, вступившим в борьбу за высший шахматный титул. Он открывал шахматные клубы, издавал шахматные журналы, вел шахматные отделы в периодической печати, являлся организатором соревнований. Считается, что отечественные мастера создали так называемую советскую школу шахмат, основателем которой был Ботвинник. В 1948 году Ботвинник стал первым советским чемпионом мира по шахматам, борьба за этот титул в основном проходила между советскими шахматистами.

Слайд 5

Шахматы в искусстве
В странах, где шахматы имеют многовековую историю, они нашли отражение в народном творчестве. О шахматах складывались легенды, пословицы и поговорки, они органично входили в сказки, былины и другие произведения народного творчества. Шахматные мотивы нередки в произведениях художественной литературы, которые восходят к фольклорным истокам.

Слайд 6

Шахматы воспевались русскими былинными певцами и сказителями. В произведениях народного творчества шахматы фигурируют прежде всего как игра, тренирую­щая человеческий ум, как любимый досуг воинов. В русском героичес­ком эпосе шахматы соперничают с такими состязаниями, как стрельба из лука и борьба. В шахматы играют герои русского былинного эпоса - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В былине «Илья Муромец и Калин-царь» упомина­ется, что киевская дружина накану­не сражения с врагом отдыхает за игрой в шахматы. В эпосе ряда европейских наро­дов рассказывается о красивой и умной женщине, хорошо играющей в шахматы. Этот образ воссоздан в былине «Ставр Годинович», где его жена Василиса Микулична своей игрой «удивляет всех да людей добрых» и, обыграв киевского князя Владимира, выручает из заточения своего мужа.

Слайд 7

Компьютерные шахматы
В середине 1950-х американский математик и инженер Клод Шеннон сформулировал общие принципы такого программирования, что открыло путь к созданию первых «электронных шахматистов». Сила их игры стремительно возрастала благодаря быстродействию машин, способных «обдумывать» сотни тысяч, а затем и миллионы ходов в секунду.

Слайд 8

Задача 1 Какое наименьшее число королей можно расставить на шахматной доске так, чтобы они нападали на все свободные поля доски?
Решение: В каждом из девяти прямоугольников, выделенных на рисунке имеется одно поле (на нем стоит король), которое может быть атаковано только королем, находящимся в этом же прямоугольнике. Следовательно, для того чтобы все свободные поля доски были под угрозой, в каждом из наших девяти прямоугольников должен стоять хотя бы один король. Число девять и является решением задачи

Слайд 9

Задача 2. В квадрате 7х7 клеток закрасьте некоторые клетки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце оказалось ровно по три закрашенных клетки.
При решении задач на раскрашивание шахматной доски нет какого-то определенного используемого математического метода, нужно просто быть внимательным при решении, чтобы учесть все содержащиеся в условии задачи ограничения.

Слайд 10

Задача 3. На расстановку фигур
(поставлена в 1850 году Ф.Гауссом) Расставьте на обычной шахматной доске восемь феpзей так, чтобы никакие два из них не угрожали друг другу.

Слайд 11

Чемпионы мира по шахматам
Чтобы о тебе знали в шахматах нужно не просто сильно играть, нужно стать чемпионом мира, и тогда о тебе будут помнить века. За всю историю шахмат, возьмем времена Стейница(первый чемпион мира) прошло около 125 лет, и за это время сменилось всего 15 чемпионов мира по шахматам, в другом виде спорта это число было было гораздо больше.

Шахматы 2-3 веков. Восточные шахматы: Индии, Египта, Ирака, Ирана. Древнейшая форма шахмат. Шахматы в Европе Х, ХI века. Появление шахмат на Руси.

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны еще в 3-4 вв. до н. э. Истинный возраст игры, известной в западном мире как шахматы , покрыт тайной.
Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину-математику около 1000 г. до н.э. Когда правитель спросил, чем его наградить за эту замечательную игру, математик ответил: "Давайте положим на первую клетку шахматной доски одно зернышко, на вторую - два, на третью - четыре и так далее. Вот и дайте мне то количество зерна, которое получится, если заполнить все 64 клетки". Правитель обрадовался, полагая что речь идет о 2-3 мешках, но если подсчитать 2 в 64й степени - окажется что это число больше чем все зерно мира.

По другому преданию шахматы изобрел один восточный мудрец , которого звали Шишах , и жил он в Вавилоне. При нем сел на престол молодой король Амольни, который очень угнетал низшие слои общества, особенно крестьян. В наибольшем отчаянии крестьяне обратились к Шишаху, который пользовался большим уважением при королевском дворе, и попросили его о помощи. В основном уговаривали его, чтобы убедил короля, что и крестьянин является человеком, который приносит пользу государству. Чтобы короля в этом убедить, Шишах изобрел шахматы и научил короля шахматной игре. Таким образом он доказал ему, что крестьяне, т.е. пешки на доске, являются все же лучшей охраной короля. Король понял таким способом главную мысль шахматной игры и перестал притеснять крестьян, а своего советника щедро наградил.

На основе другого сказания, шахматы изобрела жена короля Равана с Цейлона . Когда в его осажденной столице все уже упали духом и потеряли всякую отвагу дальше вести борьбу, отчаявшийся король Раван решил отдать врагу город. Но король имел жену, королеву Раналяну, героическую женщину, она то и изобрела шахматную игру, чтобы доказать своему мужу, что он не должен сдаваться врагу, пока не будут исчерпаны все средства обороны, пока останется хотя бы один солдат-пешка на доске, пока существует хотя бы слабая надежда победы!

Научные же гипотезы отодвигают время создания шахмат еще дальше, к 2-3 тысячелетиям до н.э., базируясь на археологических открытиях в Египте, Ираке, и Индии. Однако, поскольку нет никаких упоминаний в литературе об этой игре до 570-го года н.э., многие историки признают именно эту дату, как день рождения шахмат. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии .

Раджа Кришна играющий в древние шахматы чатуранга.

Предлагаем интересные статьи:

Тема: Рождение, история развития шахмат.

Цели:

Познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;

Способствовать формированию элементарных представлений о других странах;

Дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

Воспитывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка»

Алексеевского муниципального района РТ

Конспект занятия кружка по шахматам «Белая ладья» на тему

«Рождение, история развития шахмат»

Валеева Фануза Ранифовна, руководитель

пгт. Алексеевское

2016

Тема: Рождение, история развития шахмат.

Цели:

Познакомить с игрой, историей ее возникновения, с географической картой мира, с названиями других стран, страной возникновения шахмат – Индией, с традициями народов Индии;

Способствовать формированию элементарных представлений о других странах;

Дать первоначальное представление о шахматных фигурах;

- воспитывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Учитель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою.

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.

Знаю я одну игру, - Сказал ребятам Петя. -

Где б я ни был, и везде

В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король -
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!

О какой игре шла речь в стихотворении? (Дети: О шахматах).

Правильно. Скажите, а что такое шахматы? (Ответы детей)

3. Просмотр мультфильма «Ежик – шахматист» из цикла «Мудрые сказки тетушки Совы».

Давайте посмотрим мультфильм, в котором тетушка Сова расскажет о шахматах, и мы решим все споры.

Что же такое шахматы? Просто игра? (Дети: Это спортивная игра).

Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования.

В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте? (Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума…..)

А кто из вас уже умеет играть в шахматы? А кто хотел бы научиться?

4. Происхождение шахмат.

А кто же придумал такую интересную игру? Существует множество легенд о происхождении шахмат. Вот одна из них.

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране под названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.

Было у шаха множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей. Вскоре всех противников он победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием! Никто не мог их остановить: ни человек, ни непроходимый лес, ни стена! Всё они могли преодолеть, все разрушить на пути.

И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Это сейчас можно сходить в кино, сразиться в интересную компьютерную игру. Но в то время не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни прочей всяческой техники. Царская охота ненадолго развеяла скуку нашего шаха. Очень скоро все слоны да бегемоты были выловлены, все страшные тигры да крокодилы на цепь посажены. Ни войны, ни охоты!

Посидел Падишах на троне да на печи неделю-другую и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев! Прибежали испуганные мудрецы:

«Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите – велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет – мой меч – голова с плеч!» - Так раньше у царей водилось.

Опечалились мудрецы, пригорюнились и пошли думать, как грозному шаху-падишаху угодить. Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Начали мудрецы лбы морщить да головы себе чесать. Время назначенное проходит, зовёт их грозный владыка к себе. «Ну что, придумали?» - спрашивает.

Один чародей достаёт кубики золотые, цепочки серебряные. Поиграл цепочками царь, побросал кубики. Не понравилось! «С глаз долой!» - закричал. Хорошо ещё, казнить не велел. Второй мудрец вынул шары изумрудные да кегли мраморные.

Покатал правитель шары, тоже не обрадовался этой «детской» забаве. Скоро все мудрецы были изгнаны, лишь один, самый известный, остался.

«Ну, а у тебя, что за игрушка?» - спрашивает грозный царь.

Достает самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там – деревянные фигурки. Закричал царь, затопал ногами: «Что это такое?! Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принёс!»

«Не все то золото, что блестит!» - мудрец отвечает.

Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках все свое войско: и коней, и пехоту, и крепости и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на другом краю доски, черное войско. Падишах с усмешкой спрашивает: «Ты считаешь, что я, великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию в мире, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?»

Мудрец молвил: «Давай, повелитель, попробуем!» - объяснил шаху правила игры, и они начали сражение. И вскоре великий полководец увидел, что управлять небольшим отрядом шахматных фигур гораздо сложнее, чем целой армией. Так понравилась ему игра, что все дни и ночи проводил он за ней. И детей своих научил играть

А мудреца велел хорошо наградить.

Когда царь добирался до шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» (потому что шах – это король). А когда вражеский король падал сражённый, то великий падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» (мат означало «смерть») Сражение ведь кончалось на этом. А царь так любил воевать. В переводе на русский язык слова царя означали, что король погиб.

С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.

Со временем правила игры изменялись. Теперь короля нельзя убить, потому что он - самая главная фигура, полководец, который никогда не покидает свою армию и поле боя. Слайд 2

Страна возникновения шахмат – Индия Национальный флаг Национальный герб

Шах шеран-шихран

Армия чатуранга

Древние шахматы

Шах играет в шахматы

Современные шахматы