Кто изобрел бильярд? История возникновения бильярда.

В этой статье мы попробуем проследить историю бильярдного стола и выяснить,как изменения бильярдного инвентаря видоизменяли игру.

Играем ли мы в бильярд или все-таки на бильярде? Уже этот извечный спор отражает неразрывную связь игры с ее главным инвентарем – бильярдным столом.

В 4-й главе «Евгения Онегина» Пушкин описывает будни своего заглавного персонажа:

«Он на бильярде в два шара

Играет с самого утра».

Прав был Александр Сергеевич! Играют именно на бильярде, а уж во что – дело хозяйское.

Немного скользим по строкам и узнаем,что Онегин был «тупым кием вооруженный». Однако о киях, тупых и острых, поговоримнемного позже.

Самое начало

Когда появился бильярдный стол, родился и сам бильярд. Его предтечей стал крокет. Это игра на земле при помощи деревянного молотка и деревянных шаров. Крокет перенесли на деревяннуюстолешницу. Прочий инвентарь и количество игроков (тогда их было двое) не изменились. С течением времени деревянный молоток сменила изогнутая бита. Поначалу игра велась двумя шарами. У каждого из игроков был собственный шар. Целью игры было попадание шаром в мишени, в качестве которых служили арка, именуемая port, истолбик, получивший название king.

С появлением арки игра стала сложнее иинтереснее. Попасть в нее заметно труднее, чем по столбику. Необходимо точнее целиться и рассчитать силу удара. Кроме того, угодить в столбик можно практически из любой позиции, чего не скажешь об арке. В последнем случае, необходим подходящий угол для удара.

Эти особенности мишеней обусловили главные направления развития тактики и техники бильярда.
Чтобы попасть в столбик, игроку был необходим хороший прицел и ровный удар. Попадание в арку заставляло искать удобную позицию для удара, постоянно контролировать свой шар.Прицеливаться нужно в воображаемую точку, находящуюся внутри арки. Появляется необходимость рассчитывать силу, или, выражаясь профессиональным языком, размер удара.

Створ арки не должен был быть слишком крупным по ширине, дабы сложность попадания в арку и столбик была примерно равной. О пропорциях арки и столбика в те времена повествуют старинные иллюстрации. Размер столбика составлял, как правило, до половины диаметра шара.Размер арки – около двух его диаметров.

И все же, с современной точки зрения игра оставалась весьма незатейливой.

В те времена не требовалось соприкосновение своего шара с шаром противника. Ход автоматически переходил к сопернику независимо от результативности удара. Биты тоже использовались довольно простые, не чета современному кию. Задать битку вращение в сторону не представлялось возможным. Но уже присутствовали такие элементы как точное прицеливание, необходимость рассчитывать силу производимогоудара, стимулы к созданию положений, неблагоприятных для противника. Все это роднит бильярд тех далеких времен с современной игрой.

Появление луз. «La guerre», пул

Игра понравилась и быстро обрела популярность. Как следствие, появилась разновидность с несколькими игроками. Это позволило задействовать в игре больше людей, неувеличивая при этом количество бильярдных столов в заведении. Шаров стало больше. Они отличались по цвету, или по номерам.

Появились лузы – отверстия в столе возле бортов, оснащенные мешками-сетками. Само слово произошло от французского «blouse» - блузка. Результатом нововведений стало расширение тактических возможностей игроков и динамичность действа. Очевидно, свою роль здесь сыграло увеличение числа участников игры. Им не приходилось подолгу скучать в ожидании своего хода.

Кроме несомненных преимуществ, лузы таили в себе и существенный минус. Борта в те времена еще не обрели свою нынешнюю упругость. Поэтому шары, двигаясь вдоль борта, они очень часто оказывались в лузах.

Побороть эту несправедливость удалось благодаря вырезанию луз непосредственно в самих бортах. Появляются и стенки, которыев народе прозвали щеками, скулами или губами. Стенки устанавливают объем створа лузы, приблизительно равный размерам арки. Необходимость в арках теперь отпала.Сыграв свою роль, арки постепенно покидают авансцену.

Следует отметить, что тактико-техническое богатство игры нисколько не пострадало. Лузы наряду сдополнительными шарами благополучно переняли роль своих предшественников – столбиков и арок.

Важные изменения «пережила» бита. Ее толстая часть плохо подходила для ударов у борта. Поэтому в таких случаях применялся тонкий конец, который называли «хвост». Или, по-французски - «queue». Отсюда произошло английское «cue» (произносится как «кью»). После незначительной трансформации появился привычный для нас «кий».

Игроки по достоинству оценили все плюсы точного прицела и стабильного удара, которые дал модифицированный кий. Участиев процессе обеих рук давало, куда большие возможности, чем «однорукая» атака изжившей себя биты. Со временем кий естественным образом практически полностью вытеснил биты. Последние, впрочем, вплоть до ХХ века применялись в качестве удлиненного «мазика».

Целью игры стало забивание («убивание»)шара противника в лузу ударом собственного шара. В то время игра носила название «La guerre» (в переводе с французского «война»). Попадание собственного битка расценивалось как неудача, своеобразное «самоубийство». Существовалаи обратная версия, при которой сыгрывать нужно было свои шары. Здесь нетрудно проследить аналогию с поддавками в шахматах и картах. Однако бильярдные поддавки не были слишком популярны. Видимо, виной тому причины психологического характера. В любом случае, этот вариант игры не подвергался тщательному изучению.

Если играли на деньги, игроки вносили определенную денежную сумму в общий банк(по-английски «pool»), который доставался победителю. Игру по таким правилам называли «пул».

Новый кий – новые возможности

Следующий заметный шаг в развитии бильярда принесли крученые удары. При ударе тонким концом кия с незначительным отклонением от центра битка последнему удавалось задать вращение. В дальнейшем получил распространение кий, ударный торец которого был немного скошен. Пробив немного ниже средины шара, некоторым виртуозам удавалось задать обратное вращение.Далее в ход пошел мел, при помощи которого возрастало сцепление с шаром вовремя удара. Вскоре увидела свет специальная кожаная наклейка, а также найден особый состав мела, оптимальный для бильярда.

Начало XIX века ознаменовалось появлением новых киев, позволявших задать шару практически любое вращение. Огромную лепту в развитие крученых ударов внес француз Франсуа Миньо.В 1827 году была написана тематическая книга «The noble game of billiards». В этом произведении автор детально анализировал крученые удары. Книга была изданаво многих странах Европы. Этому же вопросу Франсуа Миньо посветил и множествосвоих публичных выступлений.

Итак, усовершенствованный кий позволилмастеровитым игрокам сообщать шару произвольное вращение. Бильярд получил новыйвиток развития. Появились предпосылки для возникновения новых его трактовок.

Ничейный шар

Интересной новацией стало внедрение шара, не закрепленного ни за одним из игроков («ничейного» шара). Обычно такой шар отличал красный цвет. Англичане назвали его «cannon». Он применялся в качестве цели(мишени) для битка и двигался в результате соприкосновения с битком противника.Подобное умышленное соударение стали именовать «карамболем». Нужно сказать, что данный вариант был хорош только при участии двух игроков. Когда шаров слишком много, слишком велика вероятность случайных карамболей за счет битка противника.

Итак, на игровом столе присутствовали три шара: по одному у каждого из участников плюс один ничейный шар, благодаря которому делали карамболи. В зачет шло и сыгрывание «вражеского» шара в лузу, и карамболи без привлечения битка противника.

В дальнейшем появилась и такая вариация,при которой сыгрывать можно было не только биток соперника, но также красный шар и собственный биток. На пик популярности такая игра вышла во второй половине XIX века. Отсюда ее название - «English billiards» или «cannon».

Возможность более качественного управления битком предопределила еще один очень важный вектор развития игры.Теперь стало возможным управлять «выходами» под следующий удар. В этом контексте логичным стало появление «серийной» игры. Иными словами,результативный удар предоставлял участнику право сделать следующий ход. Вдальнейшем прогрессивное правило перекочевало и в карамболь.

Безлузные столы. Карамболь

Отныне в карамболе ничейный шар стал единственной мишенью.
По ширине цель охватывала двойной диаметр шара, ибо для создания карамболя требовалось попасть в ничейный шар с любой из сторон. Однозначноможно утверждать, что с технической точки зрения это более сложная задача, нежели сыграть биток противника в любую из шести луз. Отметим также, что ширина луз равнапочти двум диаметрам шара.

В середине XIX столетия конструкция бильярдного стола была усовершенствована за счет резинового профиля.Теперь отскок получался значительно более стабильным, а создавать карамболи стало легче. Столы для карамболей теперь делали без луз. По аналогии с названием игры, столы также стали называть «Карамболем». Задача игроков свелась к искусству управлять собственным битком.

Параметры столов и шаров претерпели некоторые изменения. Первые уменьшились, вторые, напротив, увеличились.
За счет этого существенно упростилось создание карамболей. Классическая версия карамболя перестала удовлетворять потребностям возросшему техническому арсеналу игроков. Как следствие, правила усложняются, появляются новые разновидностикарамболя. В частности, зарождается так называемый «трехбортный карамболь», прикотором биток должен соприкоснуться как минимум с тремя бортами. Но и в этойигре мастеровитые игроки преуспели, достигнув огромных высот.

Новой интересной формой стал «Артистический карамболь», в котором игроки демонстрируют самые замысловатые удары из сложных положений.

Карамболь, однако, не лишен слабых мест.Тактический аспект в нем заметно проигрывает классическим версиям, в которых присутствуют лузы.

Дальнейшее развитие лузного бильярда

Иными путями пошел бильярд, в котором сохранялись лузы. В классическом бильярде с лузами мишенью выступает не шар, атак называемая зона выхода, то есть определенная сфера стола. Учитывая множественность луз, зачастую присутствует сразу несколько зон выхода,обеспечивающие возможность сыграть биток противника в разные лузы. Учитывая большое количество битков соперника, выходит, что сделать выход в одну из таких зон существенно легче, чем сыграть биток противника. Очевидна необходимость усложнить задачу. На этом фоне в игре появляются новые шары, не относящиеся ник одному из соперников. Иными словами, появились варианты игры для двоих игроков при большем числе шаров.

Поводя итоги данного этапа эволюции,отмечаем такие изменения в бильярде с лузами.

1. На смену игре с несколькими участниками и таким же количеством битков пришла игра на двоих, в которой помимо двух битков присутствуют и ничейные шары. Они отличались по цвету или по номеру.

2. Автоматический переход хода(когда результат хода значения не имеет) сменился серийностью, при которой результативный удар дает право следующего удара.

3. Как следствие,целесообразным стал выход под новый удар.

Вскоре возникла идея оставить лишь один общий для обоих соперников биток. Этот шаг еще больше расширил тактические возможности бильярда. Появился такой интересный элемент как «отыгрыш». Его суть сводится к созданию невыгодной позиции для удара соперника, если развить собственную серию не представляется возможным.

Уже в XIX веке бильярдный стол проник во все уголки Европы, проник в Америку и Австралию, атакже европейские колонии.

Дальнейшее развитие бильярда в Европе,Америке и России не было однородным.

Piramid-pool

Закономерным следствием серийности стало зарождение игры «Piramid-pool». Здесь применялись пятнадцать шаров одного цвета, на каждом из которых указан номер, а также биток, окрашенный в другой цвет.

Вначале шары выстраивались треугольником. Его вершина приходилась на третью точку стола.
Игра заканчивалась сыгрыванием влузу последнего шара. А вот сыгрывание битка было «вне закона». За это полагался штраф. Последовательность сыгрывания шаров значения не имела. Особого мастерства в контроле над собственным шаром тут не требовалось. Зон выхода быломножество. Для этой игры использовался новый принцип ставок - «shell out», что на английском означает «раскошеливайся». Ставки перед игрой (как это былопринято в Пуле) не делались. Любой результативный, или, напротив, штрафной удар подлежал незамедлительной уплате.

Блэкпул

«Black-pool» (можно встретить название «Everlasting Pool»)отличается наличием ничейного шара черного цвета, который располагается поцентру стола. Особенность блэкпула в том, что сыгрывать его можно лишь после того, как сыгран биток противника. За это удачливому игроку причиталось заранее оговоренное вознаграждение. После сыгрывания блэкпул следовало вернуть на исходную позицию. У игроков появилась очевидная мотивация выходить именно подчерный шар.

Снукер

Снукер вобралв себя преимущества Пирамидпула и Блэкпула. Замечательная идея симбиоза пришлав голову британскому полковнику Нэвилу Чемберлену в 1875-м году. В новой игре нашлось место битку, пятнадцати шарам одного цвета и дополнительным шести шарам разных цветов. Каждому из цветных шаров было отведено специальное место настоле. Правилами устанавливалась четкая последовательность сыгрывания шаров.Сыгрывание одноцветных шаров необходимо чередовать с цветными. При этом последние после их сыгрывания подлежат возврату на исходную позицию. Поскольку постоянно вытаскивать из сеток шары не очень удобно, появились так называемые «выкаты». Тактическая составляющая игры получила огромное значение. Ключевые слагаемые успеха – правильно выйти, а в необходимых случаях – отыграться, поставив биток за так называемый «мажущий» шар.

Сукно для снукерного стола имеет интересную особенность: оно делается из 100% шерсти и имеет ворс. Причем ворс направлен в определенную сторону. Это усложняет игру,потому как при ударе необходимо учитывать направление шара относительно ворса.

Снукер потребовал недюжинного мастерства. Приведем лишь один красноречивый факт: первый случай достижения максимальной серии имел место спустя столетие после появления игры.Вершина покорилась Джо Дэвису в 1955-м году.

Снукеру удалось выйти на профессиональный уровень, завоевав симпатии многих миллионов зрителей на всей планете. В интересах телевидения в тестовом режиме сегодня пробуют сократить число шаров красного цвета.

США

На американскихпросторах бильярд обрел популярность в ходе массового переселения европейцев в XIX столетии. Именно тогда здесь обосновался бильярд и популярные тогда в Старом Свете игры.

В 1850-м году М. Феланиздает самоучитель игры на бильярде (англ. «Billiards without a master»). Книга описывала европейские варианты с шестью лузами, разные вариации пула. Нашлось место для испанской игры Карамболь, где помимо шаров задействовались и фишки.

Фелану также принадлежит авторство полезных новаций, улучшивших конструкцию бильярдногостола. Именно он получил патент на так называемые инкрустированные «ромбы» по бортам. Таким образом, удалось облегчить прицел при атаках от борта. В 1850 году Фелан реализовал новую форму щек и устьев луз путем вырезания в столе отверстий. Щеки приобрели теперь более острый вид. Устья луз укротились поуглам. За счет этого получилось повысить приемистость луз. Отметим, что и здесь прослеживается вклад наших соотечественников. Дело в том, что несколько ранее(в 1857 году) русские бильярдные столы прошли аналогичные преобразования. Скорее всего, М. Фелан подсмотрел идею в Русской Американской колонии Сан-Франциско. Там он проживал с 1852-го по 1854-ый год. Здесь же он имел возможность узнать о «Пятишаровой», а также «Малой русской пирамиде».

Поменьше,да попроще

Для дальнейшей популяризации бильярда Фелан запустил выпуск менее крупных игровых столов.Такие столы куда легче было использовать в домах. При этом створ лузы заметно возрос по сравнению с диаметром шаров. Уже на этом этапе явственно прослеживается тенденция к упрощению технической стороны бильярда.«Лайт»-версия получила название «Пул». Начинания Фелана встретили поддержку других изготовителей бильярдов. На протяжении последующих ста лет пул еще 2 раза менялся в сторону упрощения. Происходило это в 1871-м и 1949-м годах.

Упрощение инвентаря для пула открыло дорогу новым, более динамичным вариантам игры на бильярде, такимкак «Восьмёрка». Кладка шаров в них не сложная. Ключевым становится умение играть сериями, сделать правильный выход.
Нетрудно заметить, что развитие бильярда вСША во многом было увязано с коммерческой составляющей. Производители искал ипути увеличения продаж через доступность и упрощение игры.

Игроки более высокого класса предпочитали такие новые игры как «Ротация», «Дуплеты» и «Девятка». В этих играх на первый план выходит контроль над битком. Игрокам необходимо было выполнить единственно возможный выход.

Без сомнения, с предпринимательской точки зрения пул достиг серьезных результатов. В барах и ресторанах Соединенных Штатов и далеко за их пределами семифутовые столы не пустовали. Пул покорил самые широкие массы поклонников бильярда от мала довелика. Однако со спортивной и творческой точек зрения пул не столь хорош. От игроков здесь не требуется такого мастерства, как в Снукере или трехбортномкарамболе. Снукер же развивался прежде всего как искусство, как сложная и высокоинтеллектуальная игра. Лучшие игроки демонстрировали все более впечатляющие серии.

В 1948 году производителями инвентаря для бильярда был создан Бильярдный Конгресс Америки(Billiard Congress of America) – первая организация, призванная отстаивать интересы бильярда на национальном уровне.

Бильярдв России

Наша страна никогда не была на периферии развития бильярда. В начале XIX века вРоссии активно развивался как классический бильярд с лузами, так и карамболь.

Русская «Пятишаровая»

В некоторых аспектах россияне даже опередили европейских коллег по цеху. Например, кожаная наклейка, благодаря которой существенно увеличились ресурсы управления битком,была заимствована европейцами именно из России. Русская «Пятишаровая» появилась на несколько десятилетий раньше, чем первые упоминания о Блэкпуле.
Согласно правилам Пятишаровой, в игре участвовали два шара белого цвета и три разноцветных шара. Последние устанавливались по центру бильярдного стола и также возвращались на исходные позиции после того как были сыграны. Справедливо отмечается, что русская пятишаровая значительно ближе к снукеру, нежели блэкпул.

В пятишаровой уже тогда учитывались карамболи,чего не было в блэкпуле. Важным отличием от классического карамболя следует признать использование сразу нескольких доступных шаров в качестве цели (мишени).Поэтому присутствовало логичное ограничение: два к ряду карамболя влекли за собой переход хода сопернику. Здесь обнаруживается большая склонность нашихигроков именно к кладке, а не созданию карамболей. Несколько позже играэволюционировала в «5 шаров с карамболями». В этой вариации карамболи засчитывались только если сыгран прицельный шар.

Пирамидка

Кроме того,в эпоху Екатерины Великой в ходу была игра шарами, за каждым из которых был закреплен определенный номер. По всей видимости, она также была позаимствована европейцами, превратившись там в игру «Piramida». Первые упоминания о ней относятся к началу XIXстолетия.

В 30-х годах XIX столетия в ряде источников упоминается игра под названием «Пирамидка». Она велась белым битком и пятнадцатью пронумерованными шарами. В соответствии с указанными номерами начислялись очки.В результате игрок стремились сделать выход под наиболее «дорогие» шары.Последний из сыгранных шаров обеспечивал удачливому игроку серьезный бонус –ему начислялось 10 дополнительных очко. За счет этого тактика игры в условиях небольшого числа шаров на игровом столе заметно обогатилась. С этими преобразованиями связывается возникновения «Малой русской пирамиды 71 очко». К этому стоит добавить, что единых требований к инвентарю для бильярда в России в тот период не существовало. Так что диаметр пирамидок уступал по размерам шарам«пятишаровой».

Введение единого стандарта инвентаря

Лучшие наши мастера предпочитали точную кладку. Помимо крупных бильярдных столов, развитию соответствующих навыков способствовали большие шары при строгих лузах. В 1850-м году А. Фрейберг предложил единый стандарт для инвентаря Русского бильярда с лузами. Он предполагал более крупные (по сравнению с европейскими) размеры шаров. Диаметр уступал створу луз всего на семь процентов. Дабы предотвратить частое застревание в лузах, устья укоротили, как и радиусы закругления щек. Данный стандарт встретил поддержку ведущих производителей.

Внедрение бильярдных столов, созданных по новому стандарту, привело к постепенному отмиранию пяти шаров скарамболями. Объясняется это тем, что строгие лузы заметно ограничивают свободу карамболяжа.

Тем не менее, на десятифутовых столах, созданных по новому стандарту (лузы также были строгими), создание карамболей не составляло столь серьезных трудностей. В Финляндии данный вариант игры еще долго сохранял популярность. Правда, имел место «ребрэндинг». Финны называли игру «Кайза», или «Каролина».Последнее название тождественно наименованию желтого шара, которыйустанавливается по центру стола.

В остальных регионах Российской Империи популярность все большую популярность набирала «Малаярусская пирамида 71 очко». Она позволяла игрокам показывать все грани мастерства в управлении и контроле над обоими шарами. Важнейшей задачей игроков было обеспечение правильного выхода под «дорогой» шар, то есть шар с крупным номером, отыгрывая при этом биток за «мажущий» шар.

Теория бильярдной игры Лемана

В 1885 году увидела свет книга А. И. Лемана «Теория бильярдной игры». Ее значение для отечественного бильярда сложно переоценить. По общему мнению, это лучшее произведение, посвященное русскому бильярду всех времен.
Книга содержит подробный анализ ударов,интересные этюды, самые различные технические элементы. Не остались в стороне и проблемы психологии. Мы настоятельно рекомендуем начинающим и опытным игрокам обратиться к этой книге, если Ваше знакомство с ней еще не состоялось.

Застой

20-й век, к сожалению,ознаменовался длительным застоем отечественного бильярда.
Революция 1917-гогода, гражданская война, две мировые войны стали причинами практически полного забвения Русского бильярда. Достаточно сказать, что по состоянию на момент окончания Второй Мировой Войны в Советском Союзе не функционировал ни один завод (фабрика) который занимался бы выпуском качественных бильярдных столешниц.

Значительно поредели ряды любителей бильярда, большую часть которых ранее составляли офицеры, купечество и интеллигенция. Оставшийся с дореволюционных времен инвентарь пошел в простой народ. Бильярд в России пошел по пути упрощения. В «Русскую пирамиду» теперь играли не на очки (согласно ценности шаров), а по количеству шаров(«Шведка»). Затем появился вариант без битка, где можно играть каждый из шаров – «Американка». В этой игре фактически не применяется отыгрыш. В ситуации, когда играть можно любой шар, затруднить ход противника едва ли представляется возможным. Да и в «Шведке» выход битка оказался очень упрощенным – выходить можно под каждый из шаров. Поскольку «Американка» не предполагает визуальной разницы между битком и прицельным шаром, правила вскоре допустили сыгрывание собственного шара. Удар признавался результативным, и засчитываться на общих основаниях. В результате появляются 2 различных свойства Русского бильярда, метко названные «Свояком» и «дураком». На русском бильярде задача участников «Американки» состояла лишь в необходимости контролировать один шар во время исполнения удара.

Чтобы выиграть теперь требовалось отыграть только восемь шаров из шестнадцати. Технически игра, где нет битка, прямо скажем, незамысловата. В ней практически отсутствуют по-настоящему трудные удары. В целом, специалисты сходятся во мнение, что «Американка» засвидетельствовала очевидный застой Русского бильярда. С другой стороны, отмечается и некоторая положительная роль в открывшейся возможности сыгрывать свой шар. Таким способом развивалось умение кладки при строгих лузах, составляющее одну из идейных основ Русского Бильярда. Появляются любопытные технические приемы. В частности, речь идет об «оттяжке к себе», а также «французом по борту» и др.

На протяжении длительного периода в СССР конкурировали изощренная «Пирамида 71 очко», пришедшая из дореволюционных времен, и веселая «Американка. На стыке этих двух направлений родилась «Московская». В столице России эта игра известна под названием «Сибирская».

Ее тактические ресурсы куда более серьезны, нежели в «Американке». Прежде всего, за счет возможности отыгрываться, создавая трудности для игры противника. Однако «Московская» значительно проще «Пирамиды 71 очко». Практически вся тактика «Московской» может строиться на кладке битка благодаря удару с рук.

Мастеровитыми игроками был разработан такой интересный прием как «скатка битка». Суть его заключена в сыгрывании битка на нищенском ударе (такой удар называют также «тихим»), задавая битку явное боковое вращение. Биток практически гарантировано достигает цели, а в случае промаха не убегает слишком далеко. Контроль над шаром противника в данном случае уходит на второй план.

Следует заметить, что для немногочисленных мастеровитых игроков послевоенного времени «Московская» часто становилась источником средств существования. Элемент случайности здесь не был столь велик, как в «Американке». Так что мастера бильярда, коих было не так много, успешно могли зарабатывать таким способом хлеб насущный.

Подобное положение вещей не слишком благоприятно сказывалось на образе сильных бильярдистов. Они нередко воспринимались как «каталы», наживающиеся на доверчивом люде.

Новый Русский бильярд

Бурные 80-е годы XX века ознаменовали новую эру истории отечественного бильярда. Теперь, когда все было можно, новую жизнь получил и бильярд. Прежде всего, возродилось производство. Поначалу в ход пошли б/у столы для снукера, которые адаптировали под Русский бильярд. Постепенно наши производители освоили самостоятельное производство качественных бильярдных столов. При этом использовались по большей части зарубежные материалы. Например, сукно использовали бельгийское, плиты для столешниц преимущественно итальянского происхождения, а профили - немецкого.

Отметим, что стандарт Фрейберга уже не выдерживался в полной мере. Сказывалось отсутствие прямого преемства новой эпохи с дореволюционным периодом. В изготовлении столов для бильярда теперь применялся карамбольный профиль U-118, отличающийся мягкостью и упругостью. Немного уменьшились и шары – 68 мм по сравнению с 70 мм шарами стандарта Фрейберга. Форма луз также изменилась.

Логичным следствием роста производства стало увеличение количества бильярдных клубов и других заведений, где обустраивали помещения под бильярд. Популярность бильярда стремительно росла на всей территории Советского Союза. Началось формирование различных организаций, связанных с бильярдом. Постепенно появляются Федерации бильярдного спорта. В России она появилась в 1989-м году. Годом позже аналогичная федерация была создана и на Украине. В 1992-м году федерация бильярда появляется в уже независимом Казахстане.

Изменилось и отношение людей к игре на бильярде. Теперь он воспринимался как аристократичный отдых достойных и обеспеченных людей. Бильярд почитался в кругу легендарных «новых русских», что также позитивно сказалось на объемах производства инвентаря для бильярда. На стыке тысячелетий были учреждены МКП и ЕКП - международные сообщества Русского бильярда. Они преимущественно охватили территории бывшего СССР. Был официально утвержден стандарт бильярдного оборудования.

Русский бильярд третьего тысячелетия

2000-ые годы отметились еще большим успехом Русского бильярда в республиках бывшего СССР. Росло количество клубов. К освоению его тонкостей с энтузиазмом приступили люди всех поколений, «не исключая младших классов». В этом состоит немалая заслуга федераций бильярда.
Активно проводятся международные представительные соревнования, в том числе чемпионаты Европы и мира. Бильярд понемногу начал завоевывать и телевизионное пространство.

За бильярд активно взялись дети, так что игра основательно помолодела. Титул чемпиона мира не раз добывали спортсмены в возрасте 14-15 лет.

Специалисты отмечают и негативные тенденции современного русского бильярда.

Во-первых, отмечается негативная роль отклонения от стандартов Фрейнберга. В настоящее время побороть строгость луз можно не только за счет точности, но и за счет силы удара. Таким образом появляются стимулы к мощным ударам. Вряд ли это отвечает фундаментальным основам Русского бильярда.

Кроме того, спортивные версии приближены к «Американке» или же «Московской», пусть обе версии и подверглись некоторой модификации. Произошедшие изменения в названиях и правилах связаны, прежде всего, с необходимостью гармонизации отечественного бильярда со стандартами международных организаций. Тем не менее, «Американка» остается тактически слишком простой игрой. Да и с технической точки зрения она несложная. Поэтому фактор везения недопустимо велик. Яркие примеры: случайное попадание шара, или его застревание.

Интересный факт: Выражение «без дураков» пришло к нам именно из бильярда. «Дурак» - шар, случайно угодивший в лузу.

Московская», выгодно отличаясь от «Американки», тоже не слишком разнообразна в техническом и тактическом аспектах. Сказывается коммерческая подоплека этой версии игры. Кроме того, затяжная и монотонная игра на нищих ударах не позволяет игрокам применить богатый запас приемов. Низкая динамика не лучшим образом отражается на зрительском интересе.

Трудно не согласиться с утверждением Виталия Архипова о том, что в современном Русском бильярде нет игры достаточно зрелищной и динамичной, по-настоящему интересной зрителю.

Кроме того, на лицо конфликт предпринимательских интересов с интересами творческими и спортивными. Таковы уж объективные закономерности развития рыночной экономики.

Пути развития Русского бильярда

Еще несколько лет назад специалисты справедливо отмечали тенденцию к торможению роста количественных показателей развития Русского бильярда, необходимость переключиться на качественные преобразования. К сожалению, спортивный Русский бильярд до сих пор не стал эффективным медиапроектом. А ведь примеры снукера и трехбортного карамболя не могут не вдохновлять! Опыт западных коллег в этом плане достоин тщательного изучения и заимствования.

Русский бильярд отнюдь не исчерпал себя. Увлеченность бильярдом широкого круга любителей позволяет надеяться на появление новых, более разнообразных и интересных игр. С надеждой ожидаем плеяду молодых талантливых мастеров, способных показать всю красоту Русского бильярда.

История бильярда началась очень давно. Но вопрос о его происхождении до сих пор остаётся открытым, хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что родиной бильярда является Древний Китай.

Именно из этой страны в Европу был привезен первый бильярдный стол . Но эта теория отнюдь не единственная, также высказываются предположения о том, что бильярд впервые появился в Индии или Египте. А также известно, что ещё в древней Германии существовала игра, аналогичная игре в бильярд под названием Balkespiel. В исторических источниках того времени можно найти следующее описание: для игры используются большие деревянные столы, с жесткими бортами, с помощью специальных отшлифованных деревянных дубин в плоскость стола игрок должен загнать шар противника.

Pall-Mallspill - так назывался аналог бильярда в Англии, который был распространён примерно в эту же эпоху. Играли в неё немного по-другому, но принцип оставался тем же: по тщательно утрамбованным земляным площадкам игроки должны были в воротца, установленные на земле, закатить определенное количество каменных шаров.


Уже к XVI веку, по крайней мере, на территории Европы, бильярдные столы с улицы перенесли в помещение на деревянный стол с зеленым покрытием, напоминающим газон, и с простыми бортиками вокруг.

По шарам били специальными битами. Слово "бильярд" произошло либо от французского "billard", названия одного из колышков, либо от слова "bille" - шар.

Первоначально игра игралась двумя шарами на столе с шестью лузами и обручем, напоминающим крокетные ворота, колышком, используемым в качестве цели. В XVIII веке обруч и колышек исчезли, оставив после себя только шары и лузы. Большая часть информации дошла до нас из историй о королях и их приближенных. Игра называлась "Королевская игра в бильярд" до начала XVIII века, но была очень распространена среди всех слоев населения. Вот что сообщает об истории бильярда Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Родина бильярда - Китай. В Европе первое известие о бильярде относится к XVI столетию. Карл IX в знаменитую Варфоломеевскую ночь (24 августа 1572 года) играл на бильярде, когда услышал звон колоколов, призывающих католиков. Шекспир (1616) уже знал о существовании бильярда, так как он заставляет Клеопатру (Антоний и Клеопатра, акт II , сцена 5) играть на бильярде со своим евнухом Мардьяном. Мария Стюарт в день своей трагической смерти (17 февраля 1587 года) высказывает в письме к глазговскому архиепископу заботу о своем бильярде. Где впервые в Европе появился бильярд - во Франции или Англии, сказать определенно трудно. Джон Вильк утверждает, что игра на бильярде у англичан называлась bal-yard (древнесаксонское bal - мяч, yard - кий, палка), что, по его мнению, показывает, что бильярд давно был известен в Англии. Штурц в своей книге "Игры и забавы английского народа" видит начало бильярда в игре Palle-Malspiel - нечто вроде крокета. В XVII столетии в Англии бильярдной игрой уже сильно увлекаются, и Георг II в 1760 году под страхом штрафа в 10 фунтов стерлингов запрещает игру на бильярде в общественных местах. Во Франции уже в 1674 году Этьен Лиазон в Лионе издал правила игры на бильярде. При Людовике XIV бильярд был в большой моде при дворе. Ловкий Шамильяр, сначала мелкий чиновник, впоследствии военный министр (1707 год) был обычным партнером короля. Слывя за первого игрока в мире, он все же умел проигрывать королю партии.

Первую версию подтверждает официальный документ, датированный 17 февраля, 1578 года, это было письмо знаменитой Марии Стюард, в котором она просила поставить её любимый бильярдный стол в одну из комнат дворца.

По мнению приверженцев французской теории, явным доказательством тому, что бильярд появился во Франции раньше, является приказ Людовика XI установить бильярдный стол в своих апартаментах, но документального подтверждения этого факта не существует. Приверженцы иной теории предполагают, что бильярд в Европу попал, благодаря Генриху Делинье, который, как известно, жил во времена правления короля Карла IX. Как свидетельствуют некоторые исторические источники, он также знал о бильярде и любил за ним проводить своё свободное время.

Первый бильярдный зал был обустроен уже при дворе Людовика XIII, который сохранился в отличном состоянии до наших дней. Бильярдные столы тех времен значительно отличались от современных: небольшие по площади, они были обустроены маленькими воротцами, сделанными из жесткого материала – китового уса или даже железа – через которые, по правилам игры, участник должен был прогнать шар и вогнать в одну из 10 луз специальную фигурку короля. Кии также мало напоминала теперешние: они больше были похожи на толстые дубины.

Но уже к концу XVI века бильярдные столы стали больше походить на современные: число луз у них сократилось, появились сетки-карманы, в которые загоняются шары, острые углы стали окантовываться резиной, а на самом столе появилась сукно. Претерпели изменения и кии – из толстых, неудобных палок они превратились в достаточно длинные, тонкие орудия игры.

С этого времени бильярд стабильно вошел в повседневную жизнь светского общества, и стал модным как во Франции, так и в Англии. Появился первый профессиональный игрок – Шамильяр, который часто играл с королем Людовиком и умышленно проигрывал ему несколько партий подряд. Это позволяло королю утверждать, что он находится на одном уровне с сильнейшим игроком в мире.

В XVII веке бильярд приходит в Германию, где также получает ошеломительную популярность, как среди высшего сословья, так и среди представителей купечества. И уже в это время формируется основной параметр бильярдного стола: ширина стола должна быть в два раза меньше его длины.

Классический образец русского бильярда был создан в 1850 году, знаменитым фабрикантом и игроком А. Фрейбергом. Его шестилузный бильярдный стол на долгое время стал эталоном. Так, классический бильярдный стол для русского бильярда должен иметь следующие характеристики:

Размер лузы должен быть только на несколько миллиметров больше размера шара;
- исключается попадание шара по борту в среднюю лузу;
- во всех лузах должны были быть короткие устья.

Что касается правил игры в бильярд, то впервые их сформулировал Лионе Этьен Луазон в 1674 году. И именно он впервые указал на то, что бильярд - это не только полезное занятие для ума, но и для здоровья. Позже это же доказал и Иоганн Альбер Эйлер в своем сборнике «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости», что вышел в рамках проектов Берлинской академии.p

Первый гипсовый кий был сделан знаменитым французским майором Дуга. Его соотечественник – Менго – создал круглую наклейку для кия. Это стало настоящим переворотом в бильярде. Если раньше для эффективной игры в бильярд нужна была только точность и механический навык, то с появлением кожаной наклейки получила развитие тактика – вращающиеся удары, движение шара по извилистой кривой, откат шара назад и т.д. позволили значительно разнообразить игру в бильярд.

Согласно "английской версии" первые правила игры в бильярд появились в Англии, где было "очень мало городов, которые не имели бильярдных столов для публики". Кий появился в конце XVI века. Когда шар лежит рядом с бортом, очень неудобно использовать биту из-за ее большого наконечника. В этом случае игроки переворачивали биту и использовали ее ручку для удара. Ручка называлась "queue" от англ. "очередь", подразумевая "хвост". Вот откуда пошло английское слово "Cue" - кий. Долгое время использовать кий било разрешено только мужчинам, женщинам разрешалось играть только битой, потому что боялись, что они могут порвать сукно стола острым концом кия. Первоначально столы имели вертикальные борта, единственной функцией которых было удержать шары от падения. Они напоминали берега реки и были названы берегами (banks), но игроки обнаружили, что шары могут отскакивать от бортов, и начали пользоваться этим открытием. Отсюда пошел английский термин bank chot, означающий "удар от борта".

Оборудование для бильярда стало очень быстро развиваться в XVIII веке, большей частью из-за индустриальной революции. Для уменьшения трения между шаром и кием стал использоваться мел. В 1827 году появился первый кожаный наконечник, который позволял делать крученые удары. Изобрел его выдающийся французский бильярдист Менго. Его игра благодаря маленькой кожаной нашлепке стала виртуозной. Шар его по желанию игрока вращался, двигался по искривленным траекториям, казалось, сам собой останавливался и откатывался назад, мог перескакивать через другие шары. Менго оставил для потомков свою книгу. Называлась она "Теория бильярдной игры. Руководство для желающих сделаться первоклассными игроками". На русский язык она переведена в 1847 году. Многие игроки повысили класс игры благодаря этой книге.

Разборный кий появился в 1829 году. Сукно стало популярным в качестве обивки для столов примерно в 1835 году. В 1839 году была изобретена вулканизация резины и, начиная с 1845 года, борта стали обивать резиной. В 1850 году бильярдный стол приобрел практически тот вид, какой мы имеем сейчас.

Основной игрой в Британии примерно с 1770 года до двадцатых годов XX века был английский бильярд, в который играли с тремя шарами и шестью лузами на большом прямоугольном столе. Стандарт 2:1 в соотношении длины стола к ширине появился уже в XVIII веке. До этого не было стандартных размеров стола. Традиция английского бильярда проявляется и сейчас в игре "снукер", очень красивой и комбинационной, но использующей 22 шара вместо трех. Увлечение снукером для британцев сопоставимо лишь с увлечением американцев бейсболом. Соревнования по снукеру проводятся сейчас каждый день в Англии.

Очередным витком в эволюции бильярда стало использование в игре резиновых болтов, которые сделали игру значительно сложнее, но тем самым значительно повысили к ней интерес.

В Россию бильярд привез Петр I из Голландии, где он пребывал с Великим посольством. Во время одной из прогулок, Петр заметил стол и шары, которые ему настолько понравились, что он приказал установить привезенный экземпляр у себя в приемной. Новинка была хорошо принята царским окружением, но особую популярность получила у офицеров.

В царствование Анны Иоанновны бильярд был весьма распространен в "австериях" (трактирах). С 1850-х годов в России начала быстро развиваться правильная игра на бильярде… Из игр на бильярде у нас известны: пятишаровая партия или русская, трехшаровая или берлинская, пирамида (из 15 шаров) и карамбольная партия или французская, которую играют на бильярде без луз.

В это время начинает свою деятельность и первый производитель бильярдных столов – Карл Шульц. Его столы с гранитными плитами и изысканной резьбой по красному дереву стали известны на весь мир. Конечно, такое высокое качество и стоимость имело соответственную, но, не смотря на то, что бильярдный стол стоил 200-300 злотых (не малые деньги для того времени), от покупателей не было отбоя.

Первая «русская» пирамида появилась во времена правления Екатерины II. Через некоторое время появилась «московская» пирамида.

Классика - «малая русская пирамида» возникла в 30-х годах XIX столетия и уже через короткий промежуток времени стала крайне популярной у игроков.

И. Н. Скобелев больше известен своими заслугами полководца, но только любители бильярда знают, что он также носил звание самого знаменитого игрока в бильярд того времени.

Х одили легенды о трех российских генералах: о Скобелеве, Бибикове и Остерман-Толстом, каждый из которых в сражениях потерял одну из рук, но, стараясь не отставать от других, генералы систематически тренировались и достигли вершин мастерства в игре. Это еще раз подтверждает факт большой популярности игры в России той эпохи.


Тем временем в Европе начинается бум научных исследований, относящихся к бильярду. В 1978 г. сын знаменитого математика Эйлера публикует свой труд под названием «Исследования о движении шара в горизонтальной плоскости». В 1828 г. легендарный бильярдист Менго, изобретший кожаную наклейку для кия, публикует книгу «Благородная игра бильярд».
Русские старались не отставать от европейцев. Помимо переводов вышеуказанных книг, издаются книги Лемана, Бакастова и Фрейберга, знаменитого в то время владельца фабрики по изготовлению бильярдных столов.
Свой опыт игрока, Леман изложил в «Теории бильярдной игры», где бильярд рассматривается как занятие, укрепляющие характер человека. Хорошими игроками также были М.В. Ломоносов, Г.Г. Орлов, М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин.

Фрейберг удовлетворил потребности русских игроков, выпустив т.н. «строгий стол» с узкими лузами и бортами средней упругости. Загнать шар в лузу на таком столе можно было только очень точным ударом. Именно так появился «русский» бильярд. Модифицировались и другие виды бильярда: английский «снукер» отличается от русской разновидности уменьшенным размером шаров и увеличенными лузами, в американском варианте (т.н. «пул»), уменьшен и размер стола, а во французском «карамболе» лузы и вовсе отсутствуют. Игра превратилась в спорт в конце XIX в. Уже в начале 20-го столетия во Франции стали проводить международные турниры, имевшие немалый призовой фонд.

Малоизвестный факт, но советские руководители также любили играть в бильярд. Так, бильярдные столы высшего качества стояли на дачах партийных работников, среди которых был и И. В. Сталин.

Русский игрок и великий мастер А. П. Чемоданов ярко вписал своё имя в историю развития мирового бильярда. Чемодановский бильярдный стол, чемодановкие столы, кии до сих пор остаются популярными лотами на любом аукционе, посвященном бильярду.

Во время войны интерес к бильярду не утих. В 1944 году даже был организован турнир по бильярду в помощь фронту.

Первый чемпионат мира по бильярду был проведен в американском городе Сан-Франциско в 1870 году. Первую награду в соревнованиях по бильярду получил Джон Дири.

В наши дни бильярд – это не просто спортивная игра или развлечение, бильярд - это целая культура со своими традициями, ритуалами и богатейшей историей. Многие великие отмечали то, что бильярд способствует не только тренировке тела, но и вырабатывает особое мышление, хладнокровие и целеустремленность

Закончить эту нехитрую компеляцию хочу столь же нехитрым стихотворением биллиардиста и протоиерея Александра Туринцева:

ЛЮБЛЮ БРОДИТЬ ПО БИЛЛИАРДНОЙ
И СЛЫШАТЬ ЦОКАНЬЕ ШАРОВ
И ВИДЕТЬ МИР-ЧУЖОЙ И СМРАДНЫЙ,

НО ВСЕ ЖЕ ЛУЧШИЙ ИЗ МИРОВ

Точное время возникновения бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения. Родиной бильярда является Азия: по утверждению одних - это Индия, по мнению других - Китай. С уверенностью можно сказать одно: игры в мяч или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Существует несколько версий названия игры. Англичанин Джон Вильк, к примеру, считал, что первоначально бильярдная игра называлась ball-yerds , от древнесаксонских слон ball (мяч) и yerd (палка). В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. bille (шар).

Надо полагать, что первые «китайские» бильярды появились в Европе в XV–XVI веках. Однако игры по принципу современною бильярда были известны европейцам гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Balkespiel», популярной в Германии еще в средние века, применялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника. В Англии, примерно в те же годы, широкое распространение получила игра «Pall-Mail». Участники этого состязания натвердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь пронести их через ворота по определенным правилам. В середине XV века многие игры из «садовых» превратились в «комнатные».

Наиболее правдоподобными кажутся две версии возникновения бильярда в Европе. По одной - «пионерами» бильярда являются англичане, по другой - французы.

Сторонники первой версии обычно приводят сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни, 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева (и неудачная претендентка на английский трон) упоминает о своем личном бильярде и просит приготовить для него место в другом помещении.

Французы с первенством англичан не соглашаются.

Они вспоминают короля Франции Людовика XI (1461–1483), который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560–1574), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры.

Во Франции при короле Людовике XIV бильярд, так же как и в Англии, был очень моден в среде дворянства.

Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Интересно, что превосходной игрой в бильярд можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Ему удалось сделать быструю карьеру: сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году стал военным министром.

В XVII веке бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах, совершенствуется и инвентарь.

Попытки улучшения бильярдного стола привели к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он, в конце коннов, получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму, в которой утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины. Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что большие размеры столов способствуют интересной игре.

Следует особо отметить, что в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов, выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30-40-х годах прошлого века бильярдный инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей.

Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки, или слишком высоки; на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пушенные шары не отталкивались от луз, а, наоборот, часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались, и борьба между ними теряла всяческий интерес.

Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейбсрг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям. Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку. Шар имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины - так было удобнее для игры. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра, и даже несколько ниже, таили «сюрпризы»: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствуют умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра. Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени. В 1875 году профессиональный игрок и фабрикант Гердерс изобрел передвижные борта: с помощью специальных винтов их можно было поднимать вверх и опускать вниз. Таким образом, высота бортов регулировалась в зависимости от размеров шаров. Однако практика игры выявила существенный недостаток: при любом изменении высоты бортов ширина луз оставалась постоянной, что при разных шарах создавало очевидные неудобства. Хотя это изобретение и было запатентовано в ряде западных государств, оно не получило широкого распространения.

Не дремали пытливые умы и в других странах. Например, в германском городе Мюнхене в 1901 году появился «бильярд с зеркалами». В журнале «Нива» № 43 за 1902 год была опубликована заметка об этом изобретении: «Сущность нового бильярда заключается в следующем: на нем ставятся под известным углом несколько зеркал (выставленный в Мюнхене бильярд имеет их шесть) и играющий, глядя на них, может сейчас же узнать, каким манером и на сколько ладов может быть пущен данный шар.

А это значит, что теперь даже всякий новичок, умеющий делать лишь прямые удары, может вполне легко и свободно проделывать труднейшие удары. Изобретателем этого интересного вида бильярда является учитель гимназии в Баварии (некто Фситлер). В настоящее время во многих странах уже взят патент на новое изобретение».

Фотографии, сопровождающие журнальный текст, говорят, как минимум, об одном серьезном недостатке - возможности повреждения зеркал шарами, случайно вылетевшими за борт. Не исключено, что именно это стало препятствием к распространению данного изобретения.

С середины XVIII века в связи с ростом популярности бильярда в ряде стран вводятся ограничительные законы, по которым часть прибыли от игровых залов отчислялась в казну государства. В какой-то степени эти налоги тормозили развитие бильярдного спорта.

Франция раньше других освоила особый тип безлузного бильярда. В 70-80-е годы XVIII века впервые вошла в обиход трехшарован игра «Карамболь».

Первые правил» бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьсн Луазон. Но его трактовка различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. В этих первых правилах автор подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья.

Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия главным инструментом бильярда - кием - не отличались замысловатостью. Их диапазон ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление.

Причиной тому служило залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют профессионалы, «кикс». Помимо того, каждый игрок имел в своем распоряжении несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и выглядели неопрятно. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем гипсового кия (все же неплохого для своего времени) считается французский офицер, майор Дута. За бильярдным столом ему не было равных. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшении этого орудия игры.

В 1827 году французский виртуоз бильярда - Минго - изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это простое, на первый взгляд, новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык - после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, неожиданно останавливался сам собой и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д.

В России бильярд появился в начале XVIII столетия при Петре I.

Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись с этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, ставший его любимым развлечением. По примеру царя, приближенные тоже начали ставить в своих домах бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

Еще большую популярность бильярд получил при императрице Анне Иоановне, которая играла на нем почти ежедневно. С началом XIX столетия игра из дворцов и поместий переместилась в общественные места: гостиницы, трактиры, клубы. Например, уже к 40-м годам XX века в русской армии не было ни одного полка, в офицерском собрании которого не стоял бы бильярд.

В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», и она сразу же приобрела большую популярность. И, что немаловажно, игра до сих пор остается классикой бильярда: наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX - начала XX века Анатолий Иванович Леман. Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры». Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Писатель с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры - это философ, стоик и знаток сердца человеческого».

С бильярдом у россиян связано много исторических, легендарных имен. Особого упоминания заслуживают колоритные фигуры трех генералов русской армии: Ивана Скобелева, Дмитрия Бибикова и Александра Остермана-Толстого. Все они в сражениях потеряли по руке, но вопреки этому систематическими упражнениями и тренировками достигли больших успехов в бильярде.

О высоком мастерстве русских игроков XX века говорит и следующий факт. В 1868 году в Россию приехал знаменитый француз Перро с намерением удивить «восточных варваров» своей артистической игрой. Перро был талантливым мастером, перед началом каждой партии он показывал присутствующим редкие фокусы. Среди них - трюк, который позже никому не удалось повторить.

Четырьмя пальцами правой руки он захватывал шар и особым движением кисти бросал его на определенную точку стола. Шар останавливался, но с неимоверной силой вращался на месте. Рядом с первым Перро таким же образом бросал и второй шар. В течение некоторого времени оба шара вращались, не сходя с места. Затем ослабление вращения и начало действия центробежной силы приводили к тому, что шары начинали описывать раскатные круги, сначала небольшие, а потом все увеличивающиеся, подобно волчку. Вскоре шары касались друг друга и, «чокнувшись», разбегались, затем, описав параболы, возвращались к фокуснику. Этот «ас» одержал победу в Москве и Петербурге над несколькими сильными игроками, но затем встретился с маркером петербургского Английского клуба по прозвищу Андрей Часовщик и «в пух ему проигрался».

Как и вся история нашей страны, история русского бильярда делится на периоды «до» и «после» Октябрьской революции. До 1917 года русский бильярд развивался наравне со всеми известными в мире видами игр. После революции его развитие приостановилось и вовсе пошло на спад. Последний чемпионат в СССР по русскому бильярду проводился в 1947 году. Причина демонстративной ненависти «советских боссов» к этой игре, по-видимому, заключалась в атмосфере глубоко демократичной вольности, неизбежно сопровождающей бильярд, что, впрочем, не мешало «партийной верхушке» и самому Сталину предаваться на досуге этой забаве. Последний очень любил играть в бильярд с Михаилом Калининым. «Вождь народов» выигрывал и у гораздо более сильных игроков, но дело в том, что только у «Калиныча» выигрывать получалось вполне естественно, потому что как бы тот ни старался попасть в лузу, как бы ни тряс седой бороденкой, а все равно - мазал.

И все же национальный вид бильярда в России выжил: сохранилась бескомпромиссная, почти лишенная случайностей манера игры, которая завоевывает все больше поклонников не только в нашей стране, но и во всем мире.

В первые годы Советской власти бильярд, по существу, был забыт, но уже через 10–12 лет интерес к нему возродился. В 1930 году в типографии треста «Белоцерковская госпечать» появилась брошюра М.Васильева «Бильярд», изданная тиражом всего 5 тысяч экземпляров. В ней автор главным образом обращал внимание на полезность бильярдной игры и призывал к организации производства отечественного бильярдного инвентаря. В начале 30-х годов при Комитете по делам физкультуры и спорта создастся бильярдная секция. Ее основными функциями были проведение и организация бильярдных турниров самых разных масштабов. Началом массовых турниров в СССР можно считать 1935 год, когда в Москве, в клубе Ф.Э. Дзержинского, было разыграно городское первенство среди бильярдных секций Всесоюзного общества старых большевиков, ЦДКА, Клуба писателей, Дома ученых, Дома печати, Дома мастеров искусств, Дома кино и Клуба милиции.

Что же даст человеку бильярд как вид спорта? Пожалуй, трудно найти другую игру, где бы так всесторонне проявились физические, умственные и интеллектуальные возможности личности. Прежде всего - движение: за одну партию игрок проходит 2–3 км. В дореволюционное время многие врачи рекомендовали этот продолжительный моцион малоподвижным, апатичным пациентам как отличное средство поддержания физической формы.

Игра не требует «отменного» сердца и легких: органы, наоборот, получают щадящую, скорее массирующую нагрузку. Для пожилых бильярд не может быть заменен никаким другим видом спорта. Да и для людей всех возрастов бильярд - великолепное, бережное средство физической закалки организма. Кроме того, он развивает глазомер, вырабатывает четкость и координацию движений, быструю реакцию, находчивость - ведь на столе практически никогда не повторяется одинаковое расположение шаров. Постепенно игрок приучается к терпению и хладнокровию. При этом бильярдное поле - практический учебник геометрии и физики. Здесь необходимо знание физических свойств шаров при столкновении. Настоящая игра доставляет удовольствие как партнерам, так и зрителям, следовательно, в ней присутствует и эстетический момент. Бильярд - ничем не заменимое средство отдыха. Он снимает накопившееся нервное напряжение в первые же минуты: играющий почти полностью отвлекается от повседневных мелочей и отдастся увлекательному состязанию. Бильярд уравновешивает эмоции и вырабатывает ряд качеств, необходимых человеку в жизни. Он учит выигрывать, напрягая всю силу воли, преодолевать сопротивление противника, причем настоящий игрок воспринимает выигрыш без злорадства и неприличного ликования. Бильярд учит и проигрывать - не впадая в панику и не теряя веры в себя. Хорошие бильярдисты не падают духом и не теряют хладнокровия в тяжелые моменты, а если и переживают неудачу, то делают это с достоинством и юмором. Настоящий игрок скорее проиграет, чем нарушит правила, а в жизни эта позиция называется честностью и принципиальностью. Бильярд доступен в любое время года, занятия им не зависят от погодных условий.

Именно по этим причинам в развитых западных странах бильярдный стол имеется практически во всех семьях среднего достатка. Играют в бильярд старые и молодые, мужчины и женщины. Он является центром общения не только семьи, но и друзей семьи. Бильярд способен помочь в деловых переговорах, когда в паузе партнеры идут к игровому столу. Самое главное зачастую оговаривается именно за игрой.

Со времен Средневековья и до наших дней о бильярде складывают легенды по всему миру, он воспет в поэзии и прозе, в изобразительном искусстве и в кино. Об этой игре пишут в энциклопедиях, само слово «бильярд» во многих странах прочно вошло в словари, и, что удивительно, оно практически одинаково красиво звучит на многих языках народов мира. Без преувеличения о бильярде можно сказать так: это прекрасная благородная игра, достойно представляющая в XXI веке культурное наследие древних цивилизаций.

В России бильярд появился во времена правления Петра Великого. За 300 лет развития этой игры в нашей стране она стала значительным явлением в культурной и спортивной жизни россиян. Без преувеличения можно сказать, что она потеснила в последнее время многие традиционные игры и по праву занимает достойное место в спорте и культуре нашего общества. Особое место занимает бильярд в российской истории.

Согласно имеющимся источникам, находясь в составе российского посольства в странах Западной Европы в 1697 - 1698 гг., Петр I, изучая новейшие технологии в военной области, многое позаимствовал и из общественной жизни европейцев, в том числе и занятную игру на бильярде. Известно также, что государь не только сам научился хорошо играть в эту «заморскую баталию», но со временем узаконил ее распространение в «людских собраниях», издав в 1718 году специальный указ об «ассамблеях». На этих ассамблеях, как свидетельствуют историки тех времен, азартно и более чем прилично играл на «билiарте» и сам российский император. Играл он в до-мах и дворцах Петербурга, а также Москвы. В знаменитом петровском «Походном Юрнале» 1720 года сохранилась такая запись: «Его Величество был в Адмиралтейской верфи у кораблей, и был в мыльне; кушали дома и играли в шахматы и билiартъ». Любопытно, что по велению Петра I бильярдным играм с детства обучались, наряду с другими науками и развлечениями, его сын Алексей и внук - будущий император Петр II.

В первой половине XVIII столетия бильярд в России приобрел еще большую популярность. В царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны эта игра была широко распространена не только в частных резиденциях и дворцах, но и в общественных местах, в трактирах и гостиницах, а позже и в офицерских собраниях, дворянских и купеческих клубах, в помещичьих усадьбах. В 1750 году Елизавета первой законодательно утвердила «биллiардъ» в Санкт - Петербурге и Кронштадте как одно из важнейших развлечений для приезжих иностранцев и «всякого звания российских людей» в «гербергах и трактирных домах». А Екатерина II своим указом распространила в 1780 году «удовольствия игры в биллiардъ» по всем губернским городам и уездам.

Эти традиции продолжили следующие императоры России - Павел I, который с 10 лет специально обучался игре на бильярде, Александр I, имевший в своем дворце лучшую по тем временам в России бильярдную, а также другие правители династии Романовых. Особым пристрастием к бильярду как к развлечению и спорту отличался Николай II, который, как видно из его сохранившихся дневниковых записей, почти ежедневно проводил встречи и беседы с придворными и военачальниками у бильярдных столов Зимнего Дворца и Царского Села. Нередко за царскими бильярдными столами решались и государственные дела.

История свидетельствует, что в конце XVIII - второй половине XIX века бильярд становится все более доступным широким слоям народа. В него играли уже не только ради развлечения, но и развивали как спортивную игру. К этому времени в России уже были и первые чемпионы по бильярдным играм. Среди приверженцев спортивного бильярда были государственные и военные деятели: граф Г. Орлов, академик М. Ломоносов, генералы И. Скобелев, А. Остерман - Толстой, Д. Бибиков, граф И. Воронцов - Дашков, писатель и первый теоретик русского бильярда А. Леман и многие другие. Бильярдом увлекались и известные деятели русской литературы и искусства: А. Пушкин, Н. Гоголь, Н. Некрасов, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Куприн, Ф. Шаляпин, В. Маяковский и другие. Это они прославили в своем творчестве магическую силу и привлекательность бильярда на Руси. Бильярд мог сделать известным любого, не взирая на чины и богатство. Так, в числе выдающихся русских игроков того времени значатся и фарфоровый магнат Гарднер, и студент Маркин с маркером Тюрей, которому Некрасов посвятил прекрасные стихи «Говорун». Уже в то время, особенно в Москве, состязательно играли в бильярд и простые люди.

Таким образом, в конце XVIII - начале XIX вв. бильярдная игра постепенно обретала свойственный ей сейчас спортивный характер. Русские игроки всегда отдавали предпочтение карамбольным партиям и манере класть шары в лузы верным ударом. Несколько иной сложилась судьба бильярда в России после Октябрьской революции. Поскольку он признавался новой властью буржуазным видом развлечений, то если игра и сохранила свой спортивный характер, то в основном в армии. Этому способствовали многие факторы, в том числе и такие, как личный пример военачальников новой формации, но старой закалки, среди которых в 1920 - 40 гг. можно назвать А. Бубнова, М.Фрунзе, К. Ворошилова, С. Буденного, Г. Жукова, Р. Малиновского, а также других выходцев из царской армии и «старой» интеллигенции. Большими почитателями бильярда в те годы были и многие руководители государства: И. Сталин, В. Молотов, В. Маленков, Г. Кржижановский, А. Луначарский и др. С их благословения в 1929 году была издана первая специальная «Резолюция о задачах работы Домов Красной Армии», где официально предписывались создание и активизация работы бильярдных среди офицерского состава. А уже в тридцатые годы, согласно специально изданным в Красной Армии Положениям, бильярдные учреждались во всех вновь строящихся Домах офицеров и солдатских клубах, а также в военных домах отдыха и санаториях. Самые лучшие бильярдные в Москве того периода были при ЦДКА и в парке культуры и отдыха им. М. Горького.

Начало массовым соревнованиям среди военной и гражданской интеллигенции было положено в 1935 году, когда в Москве в клубе имени Ф. Э. Дзержинского, а затем в ЦДКА и других культурно - просветительных учреждениях разыгрывалось Первенство Москвы по русскому бильярду. Победителями соревнований на первенство страны по бильярду стали выдающиеся мастера Н. Березин, Н. Кобзев и А. Миляев. Впервые в истории этой игры в России им было присвоено звание мастеров спорта по бильярду. Это время отмечено именами сильнейших игроков Л. Зайцев, В. Кочатков, П. Ребях, В. Городилов.

Незадолго до Второй мировой войны лучшими игроками в бильярд были признаны В. Чкалов, М. Громов, А. Архангельский, И. Каманин и др. Позже традиции их игры в бильярде продолжили космонавты СССР Ю.Гагарин, Г. Титов, А. Леонов, А. Николаев, П. Попович, А. Губарев, В. Ляхов и многие другие.

К сожалению, в послевоенные годы вплоть до середины 70-х официальные соревнования по бильярду в масштабе страны проводились очень редко. В основном бильярдный спорт культивировался в клубах предприятий, в домах творческих работников, в санаториях, на спортивных базах и среди спортсменов - профессионалов.

Новой вехой в истории развития русского бильярда как массовой спортивной дисциплины в нашей стране явилось Постановление Госкомспорта СССР № 6/5 от 29 сентября 1989 года «О развитии в СССР бильярдного спорта». Символично, что первыми руководителями возрождающегося в конце 80-х годов бильярда как спорта были весьма авторитетные офицеры, в основном выходцы из авиации и представители московской творческой интеллигенции. В подтверждение этого можно привести тот факт, что как только было утверждено Оргбюро по созданию Федерации Бильярдного спорта, его первым почетным председателем был избран летчик - космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В. И. Ляхов, а вице - президентом - Народная артистка СССР Элина Быстрицкая. В 1991 году в связи с распадом Советского Союза, когда создавалась Всероссийская Федерация бильярдного спорта, ее главой впервые был избран также представитель ВВС - заслуженный летчик - испытатель, генерал - майор авиации Л. В. Фоменко, а Э. Быстрицкая стала его заместителем.

Федерация бильярдного спорта России (ФБСР), является общественной организацией, занимающейся спортивным бильярдом, и насчитывает более 60-ти региональных представительств по всей стране, в том числе и в Москве. Возродить славные традиции русского бильярда, развивать современные виды этой игры, приобщать к бильярдному спорту молодежь, женщин, инвалидов, осваивать производство высококачественных столов, киев и шаров, которыми славилась Россия в начале прошлого века, - это лишь некоторые цели Федерации.

С конца 80-х годов началась новая эра в развитии бильярда. Российские спортсмены выходили на международную арену больших бильярдных соревнований в масштабе страны и за ее пределами. В конце 1988 г. в Ленинградском окружном доме офицеров им. С. М. Кирова был сыгран первый в истории отечественного бильярда международный матч. Наша команда была составлена из москвичей Владимира Левитина, Ашота Потикяна, Владимира Симонича, ленинградца Михаила Аншелевича и спортсмена из Подмосковья Юрия Пантелеева и победила в этом первом международном турнире бильярдистов. Это время запомнило имена Г. Митасов, М. Шахназа-ров, А. Джамелашвили, Г. Мамуладзе, Г. Анфимиади, Н. Квасроляшвили, Ю. Соснин, Р. Садриев и другие.

В мае - июне 1989 г. состоялся первый Открытый чемпионат Москвы по одной из самых распространенных у нас игр - динамичной и интересной «Американке». Этот турнир проходил в московском Дворце спорта «Крылья Советов» и фактически стал неофициальным чемпионатом страны. В борьбу вступили 32 лучших игрока из девяти городов - победители или призеры клубных соревнований.

В это же время Федерация бильярдного спорта России стала полноправным членом Всемирной Конфедерации бильярдного спорта и Всемирной Ассоциации Пула, а с января 1997 года - и членом Олимпийского комитета России. Развивая все виды бильярдного спорта, ФБСР особое внимание уделяет русскому бильярду - одному из немногих наших национальных видов спорта.

Более пристальное внимание стало уделяться и подготовке специалистов в области этого вида спорта. С 1997 г, при Санкт - Петербургской Государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, а с 1998 г. при Российской Государственной академии физической культуры в Москве ведется специализация «Бильярдный спорт», где готовятся квалифицированные тренерские кадры по бильярду. В стране ежегодно проводится более двадцати всероссийских соревнований, в которых участвуют не только знаменитые чемпионы России, мастера этого вида спорта, но также юноши и девушки, ветераны войны и труда, инвалиды.

За последние годы русский бильярд сделал значительные шаги в своем развитии, в том числе и в продвижении на международную арену. По инициативе ФБСР и Олимпийского Комитета России в июне 1998 г. в Москве в ходе Всемирных Юношеских игр были проведены показательные выступления сильнейших бильярдистов, представителей всех видов бильярда, на которых присутствовал Президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Это мероприятие, безусловно, способствовало росту популярности и авторитета русского бильярда. Зарубежные гости смогли удостовериться в том, насколько интересен и своеобразен русский бильярд. Результатом такой активной работы стало решение Всемирной Конфедерации бильярдного спорта о создании Международного Комитета по «Пирамиде» (МКП) в рамках Всемирной Ассоциации Пула. МКП проводит официальные чемпионаты Мира и Европы по русскому бильярду, занимается популяризацией это¬го вида бильярда во всём мире. Комитет существует с января 1999 года. В том же году под эгидой МКП прошел первый официальный между-народный турнир по «Пирамиде», в котором приняли участие 34 спортсмена из 22 государств.

При Комитете создан директорат профессионального русского бильярда, который проводит Кубки мира среди профессионалов. Возглавляет директорат С. B. Локтев. Основная цель деятельности МКП - развитие и популяризация русского бильярда, то есть «Пирамиды», в мире.

Поистине знаменательное историческое событие в истории русского бильярда произошло в 2000 году в Германии (г. Киркель), где в период с 7 по 9 июня под эгидой Всемирной Конфедерации бильярдного спорта состоялся первый официальный Чемпионат мира по «Пирамиде». В нем приняло участие 62 спортсмена из 28 стран. Примечательно, что первым Чемпионом мира по «Пирамиде» стал представитель Российской Федерации, мастер спорта международного класса москвич Евгений Сталев.

В 2001 г. в Вильнюсе (Республика Литва) прошел второй Чемпионат мира по «Пирамиде», на котором чемпионский титул был завоеван казахским спортсменом Каныбеком Сагындыковым.

8 феврале 2002 г. Чемпионат мира снова переместился в Германию. И на этот раз сборная России оказалась лучшей из 24 стран - участниц. В личном зачете первое место Чемпионата завоевал россиянин - мастер спорта международного класса Илья Киричков. Сборная России также заняла первое место, набрав в общекомандном зачете 146 очков и опередив ближайшего соперника - сборную Казахстана - на 78 очков!

В мае 2003 года в Санкт - Петербурге состоялся четвертый Чемпионат мира по «Пирамиде», приуроченный к празднованию 300 - летия северной столицы. Событие тем более знаменательно, что благодаря Петру Великому именно из этого города бильярд начал распространяться по России. Лучшим в этот раз оказался украинский спортсмен - Ярослав Винокур, в полуфинале обыгравший россиянина Владимира Петушкова, а в финале в невероятном поединке, победивший фаворита чемпионата - Евгения Сталева, занявшего второе место. Приятно отметить, что и в этот раз сборная России заняла первое место в общекомандном зачете.

По мере проведения регулярных чемпионатов России, крупных международных турниров, появились новые имена талантливых игроков: А. Бузоев, Э. Гальянц. Е. Созыкин, К. Анищенко, Э. Мударисов, Г. Акопов, А. Мерцалов, Б. Григорьев, М. Михалин, Я. Тебетов, Д. Богушевский, М. Вартикс, С. Тузов, В. Локтев, П. Меховов, И. Рудаков, В. Куриленко, Ю. Пащинский.

Славное историческое прошлое и яркое настоящее русского спортивного бильярда свидетельствуют о том, что у него есть огромный потенциал и прекрасные перспективы развития и как спорта, и как индустрии.

Материал для исторической справки взят из книги «Его Величество Бильярд» И. А. Барскова

Игра в шары – одна из первых игр, о которых имеются исторические сведения. Многие исследователи считают, что именно игры в шары, родиной которых стала Азия, стали основой для появления бильярда. Считается, что китайские купцы завезли простенькую игру в шары в Англию, в период средних веков. И уже англичане, усовершенствовав ее – стали родоначальниками бильярда. В тот период англичане играли в Pall-Mall, суть которой была в перемещении нескольких шаров по утрамбованной земляной площадке. Так же, в пользу того, что игрой в бильярд мир обязан Англии говорит происхождение слова бильярд от английского ball (мяч) и yeard (палка). И даже великий Шекспир, в одной из своих пьес упоминает о том, что Клеопатра играла в бильярд со своим евнухом Мардьяном. Однако, другие специалисты опровергают эти теории.

Возникновение бильярда правильно бы было отнести к тому историческому периоду, когда шары стали перемещать при помощи приспособлений, похожих на кий, на плоской поверхности, приподнятой над полом или землей. Поэтому, другая версия говорит о том, что бильярд зародился во Франции, так как первое упоминание о бильярдном столе было найдено в инвентарной описи короля Людовика XI, и относится к 1470 году.

Первыми игроками в бильярд стали коронованные особы и знатные вельможи Западной Европы. Именно им был доступен дорогой бильярдный стол и большой зал для него. Есть исторические свидетельства о том, что в 1588 году, пребывающая в заточении королева Шотландии Мария Стюарт, много времени проводила за игрой в бильярд.

Важный этап в развитии бильярда – это его распространение среди других социальных слоев населения. Такое развитие бильярд получил в период царствования французских кролей Людовика XIII и Людовика XIV. Игрой в бильярд заинтересовались деловые люди той эпохи, и стали обустраивать общественные залы для этой игры. Государство так же было заинтересовано в том, чтобы бильярдные столы устанавливались в общественных местах, потому что это приносило доход в казну, благодаря налогам. Так бильярд зашагал по Европе уверенным шагом.

Чрезвычайно любил играть в бильярд Людовик XIV. Он гордился тем, как хорошо он управляется с шарами, и насколько он грациозен при этом. Король считался очень хорошим игроком в бильярд, а его постоянным партнером был Шамильяр, у которого была слава очень сильного игрока. Он нарочно проигрывал королю, но иногда выигрывал. Говорят, именно благодаря бильярду Шамильяр сделал блестящую карьеру — от писаря до военного министра.

Из Западной Европы игра в бильярд постепенно распространилась на страны более восточные, в том числе и в Россию. А с началом времен колонизации, бильярд широко распространялся и в колонии. Однако, не так быстро, как в Европе. Например, Америка была открыта Колумбом в 1492 году, а распространение бильярда в Америке относят ко времени более двухсот лет со дня легендарного открытия.

Кто же на самом деле и в какой стране первым придумал бильярд, может так и останется неизвестным. Да, наверное, это и не слишком важно. Важно то, что эта замечательная, умная и азартная игра так любима многими сегодня.