Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Путешествие в Африку. Методическая разработка сценария летнего развлечения для детей средней группы Конспект сюжетно ролевой игры экспедиция в африку

Галина Здорова
Сюжетно ролевая игра «Путешествие в Африку»

Сюжетно- ролевая игра в средней группе

Тема : «Путешествие в Африку » .

Составила и провела : Здорова Г. М.

Цель : 1. Продолжать стимулировать детей на проигрывание целостного сюжета на примере игры : «Путешествие в Африку » .

2. Помочь детям выдерживать темп игры и выразительность.

Задачи : 1. Учить детей отражать в игре сюжет о труде врача , воспитывать у детей уважение в этой профессии.

2. Продолжать учить детей согласовывать игровые действия с происходящими в игре событиями, через комментирование воспитателя игровых действий на протяжении всей игры.

3. Формировать положительные взаимоотношения детей друг к другу.

4. Расширять словарный запас детей.

5. Учить детей организовывать игровое пространство на примере самолета.

Примеры и методы :

Словесный : указание инструкций.

Практический : показ действий в рамках роли.

Методическая цель : показать методы и примеры стимулирования детей на проигрывание целостного сюжета , обучение детей выдерживанию темпа и выразительности игры. Обучение детей игровым действиям, согласно роли.

Предварительная работа : Чтение детям сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» , заучивание наизусть отрывков из этого произведения.

Проведение вопросо-ответной беседы : о посещении поликлиники, о работе врачей, об обязанностях медицинской сестры и т. д., опросить каждого из детей, как он был у врача, как себя вел, как ему лечили зубы, делали прививку?

Оборудование : Штурвал для пилота, мелодия в грам. записи- «Море, птицы» ; один взрослый халат, колпак, чемоданчик с медицинским инвентарем для Доктора Айболита, шесть маленьких халатов для каждого участвующего в игре ребенка, шесть пустых аптечек, ширма, игрушки (заяц, бегемот, поросенок, лисичка, мышка) кроватки для больных зверей, цветные карандаши, конверты с изображением зверушек.

Декорации : Пальмы, обезьянки.

Ход занятия : Игровой уголок в группе оформлен под Африку .

За ширмой стоят кроватки, на кроватках лежат игрушки животных-это «лазарет» для больных.

Дети находятся в приемной, Доктор Айболит входит в приемную с конвертом в руках и сообщает им, что получил письмо из Африки .

Он приглашает детей пройти в группу, садится на стульчик и читает письмо :

Спасите! Помогите!

Приезжайте Доктор,

В Африку скорей

И спасите, Доктор,

Наших малышей!

У них ангина, скарлатина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит.

Доктор Айболит : Я собираюсь отправиться в Африку на помощь больным малышам, вот и взяла с собой целый чемоданчик всевозможных лекарств, медикаментов и медицинских инструментов, а так как детей заболело очень много, то я боюсь, что мне одной не справиться.

Ребята, а вы не хотели бы вместе со мной отправиться в Африку лечить больных зверей?

Дети : Да!

Доктор Айболит достает аптечки для каждого участника игры.

Они пустые, вам их нужно наполнить. Смотрите что я вам уже приготовила (шприцы, бинты, а все остальное, что вам еще понадобиться вы возьмете сами.

Дети наполняют пустые аптечки, а воспитатель спрашивает что он берет, если ребенок затрудняется ответить-взрослый говорит свои версии, или предлагает подумать, что это может быть.

Доктор Айболит : Ну вот, вы все врачи- значит мои коллеги, аптечки для себя вы наполнили. Пора в путь!

Путь в Африку лежит через океан . На каком виде транспорта мы туда отправимся?

Дети перечисляют… Доктор Айболит соглашается, но уверяет, что добраться до Африки быстрее всего можно на самолете. А где же нам взять самолет? Самолета-то у нас нет.

Как же нам быть и из чего же нам его построить? Дети говорят свои версии, воспитатель все их выслушивает, но предлагает построить самолет из стульчиков.

Взрослый : Где же у нас будет кабина? Ставит 2 стульчика, садится на один из них, говорит, я буду пилот, но мне нужен помощник-штурман. Кто хочет быть штурманом?

Воспитатель рассуждает вслух, что штурман и пилот-мужские профессии.

После того как дети выбрали штурмана и пилота, взрослый говорит : А где же у нас пассажирский салон? Дети строят из стульчиков салон для пассажиров.

Доктор Айболит : Ну, что же, самолет готов! Пилот, вот штурвал, садись в кабину, штурман, садись рядом, пассажиры занимайте места в салоне. Пассажиры, пристегните свои ремни, взлетаем! Штурман, смотри внимательно в иллюминатор, если увидишь Африку , скажи, будем приземляться. У-у-у!

Штурман-Африка !

Приземлились, выходим, не забудьте в самолете свои аптечки, пойдем искать «лазарет» с больными зверями. Звучит музыка : «Море, птицы. Слышите, кто-то стонет? А вот и «лазарет» .

Смотрите, сколько маленьких больных зверей.

Доктор Айболит подходит к собачке и спрашивает : «Что у тебя болит, собачка? Нос? Тебя курица клюнула в нос? Ай, я-яй, какая глубокая рана. Врач Миша-, смажь зеленочкой ранку и поставь обезболивающий укол.

Доктор Айболит : А с тобой, зайка, что случилось? Ты попал под трамвай и тебе перерезало ножку. Вот беда! Ну не плачь. Доктор- Артем открывай свою аптечку, найди там иголку, нитки, пришей ножку, забинтуй ей бинтиков, поставь обезболивающий укол, дай витаминку, чтобы не плакал.

Доктор Айболит : А ты, что стонешь, бегемотик, у тебя болит животик?

Врач-Даша, открывай свою аптечку, где у тебя микстура? Напои бегемотика с ложечки и дай ему витаминку, погладь ему животик.

Доктор Айболит : А у тебя, мишка, что болит? Головка? Дай пожалуйста, доктор –Уля, мишке таблеточку от головы, да послушай слушалкой нет ли в груди хрипов, если есть хрипы, значит он простудился, напои его лекарством от простуды, да поставь ему горчичники на спинку.

Доктор Айболит : Подходит к Хрюше, дотрагивается до головы рукой. Говорит : По-моему Хрюша, у тебя жар. Доктор Ваня открывай свою аптечку, доставай свою аптечку, поставь градусник, проверь горлышко, если оно красное, смажь люголей и дай таблеточку от температуры. Выздоравливай, Хрюша!

Доктор Айболит : А у тебя, мышка, что болит? Зубик? Наверное грызла твердые орешки? Давай мы сейчас тебе его полечим. Я перевяжу тебе зубик платочком, а ты-доктор Ксюша, положи на зубик лекарство, чтобы он больше не болел.

Медсестра-Вика, открывай свою аптечку, доставай шприцы, вакцину. Поставь всем зверушкам прививки от скарлатины и кори.

Доктор Айболит : ну, что, уважаемые коллеги, мы всем оказали помощь, всех полечили, сейчас у всех зверушек дело пойдет на поправку, пора им возвращаться в детский сад, ведь у нас там много дел. Прощайтесь со своими друзьями. Прощаются, желают больше не болеть.

Доктор Айболит и дети шагнули на ковер.

Взрослый : Вот мы и вернулись в детский сад. У нас с вами еще осталось одно важное дело. Кладите на полочку аптечки, снимайте халаты, вешайте их на плечики.

Воспитатель приглашает детей пройти к столам. На столах лежат конверты с изображением зверей и цветные карандаши.

Взрослый предлагает найти конверт со зверушкой, которую лечил ребенок и раскрасить цветными карандашами. Вечером, говорит он, мы напишем своим друзьям письмо, спросим про их самочувствие, вложим в конверт и отправим по почте в Африку .

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Красная Шапочка» комбинированного вида муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Воспитатель средней группы:

Пшеничнткова О.Е.

Сюжетно - ролевая игра

« Весёлое путешествие в Африку»

Цель: доставить детям радость, способствовать проявлению творческих способностей детей, развитию воображения.

Ход игры.

Под мелодию песни В.Шаинского «Если с другом вышел в путь» дети идут по залу.

Д.Айболит: Здравствуйте дети!

Кто из вас болен?

Как живёте?

Как животик? Не болит ли голова?

Погляжу из-под очков

Я на кончики язычков.

Превосходно! Все здоровы!

Тогда по порядку

Становитесь на зарядку!
Почтальон: Доктор Айболит!

Вам телеграмма от Гиппопотама!

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!»
Д.Айболит: Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?
Почтальон: Да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтирит, аппендицит,

Малерия и бронхит!
Д.Айболит: Ладно, бегу, вашим деткам помогу!

Только где вы живёте?

На горе или в болоте?

Из-за двери слышиться: «Мы живём в Африке»
Д.Айболит: Что же делать? Боюсь я один не справлюсь!

Дети, вы мне поможите?

Д.Айболит: На чём же мы поедим в Африку?

Ведь Африка в море, а вокруг высокие горы?

Давайте полетим на самолёте?!

^ П/Игра «Самолёты» 2-3 раза
Д.Айболит: Вот мы и в Африке

Дети, а кого из животных мы

можем встретить здесь?

(На стенде иллюстрации животных)А давайте мы поиграем и попробуем изобразить этих животных

(музыка Г.Гладкова, слова С.Козлова «Я на солнышке лежу»)

« Зверобика» (имитация движений животных)
Появляется Бармалей
Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите,дети, в Африку гулять!

В Африке акулы.

В Африке гориллы,

В Африке большие, злые крокодилы!

Будут вас кусать,

Бить и обижать!

Не ходите,дети,

В Африку гулять!
Д.Айболит: Постой, Бармалей, мы смелые,

Сказку К.И. Чуковского знаем.

Ты лучше покажи нам дорогу

К широкой реке Лимпопо,

К подножью горы Фернандо-По

Там нас ждут больные зверята.
Бармалей Так и быть, покажу.

Ну только знайте, дорога очень трудная,

На пути много препятствий.
(перешагивание через бруски, прыжки через лужи, подлезание под дугу)

Д.Айболит А вот и гора Фернандо-По.

Милые звери! Сейчас я вас вылечу!

Напою гоголь-моголем!

И бежит Айболит к бегемотикам

И хлопает их по животикам,

И всем по порядку даёт шоколадку,

И ставит им градусники!

Вот и выличил он их,

Пошли они смеяться,

И плясать, и баловаться!

Ребята, присоединяйтесь к зверятам!

Все танцуют под песню «Чунга-Чанга»

Д.Айболит раздаёт всем витамины.
Д.Айболит Чтобы попасть домой, надо

закрыть глаза и сказать

волшебные слова: « Рекс! Пекс! Фекс!»

До свидания! До новых встреч!

Гасс Наталья Мартыновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Волосово
Наименование материала: конспект
Тема: сюжетно-ролевая игра "Путешествие в Африку"
Дата публикации: 28.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Сюжетно ролевая игра «Путешествие в Африку»

Проблемы

детей

особенностями

развитии

освоении

сюжетно-

ролевой игры:
 Характерны однообразие и примитивность содержания игры;  Затруднения при обозначении, распределении игровых ролей и развитии игрового сюжета;  Неустойчивость игрового общения, склонность к конфликтам;
Цель:
1. Создание проблемно-игровой ситуации через предметно – игровую среду и оказание педагогической поддержки на основе выполнения воспитателем одной из ролевых позиций; 2. Расширять и углублять знания детей о природной зоне и животном мире Африки; 3. Закрепить знания о том, на каких видах транспорта можно добраться и передвигаться по пустыне и саванне; 4. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение и интерес к этой теме, желание в дальнейшем самостоятельно проигрывать и развивать сюжет; 5. Помочь увидеть красоту природы и животного мира Африки;
Задачи:
 Создать условия возникновения игры (мотивацию на игру), игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации с позиции помощника;  Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры;  Формировать умение творчески развивать сюжет;  Развивать речевое и ролевое взаимодействие;  Развивать стремление к совместной со сверстниками сюжетно-ролевой игре, развивать коммуникативные навыки;  Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры;  Создать условия для использования навыков конструирования из крупных блоков игрового модуля в реализации своих замыслов;
Предварительная работа:

Совместная деятельность взрослого с детьми:

Познавательно – речевое развитие

 Беседы на тему: «Африка», «Животные Африки», «Пустыня», «Саванна», беседы на темы: «На чем можно путешествовать?», «Что мы знаем о том как вести себя в жару», «Караван в пустыни», «Оазис и мираж»;  Беседы о профессиях, с использованием иллюстраций, фотографий;  Экспериментирование «Песок, его свойства», «Вода, свойства воды», «Вода и растения»;  Конструирование из строительного материала разных видов транспорта (наземный, воздушный, водный);  Конструирование из бумаги «Фотоаппарат» (техника оригами);  Изготовление макета природы Африки;  Рассматривание и составление описательных рассказов по картинам: «Жирафы», «Верблюд»;  Рассматривание карты природной зоны Африки;  Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов транспорта, животных Африки в детских энциклопедиях;  Пальчиковая игра «У жирафа пятна…», “Черепаха” “Слон”  Отгадывание загадок о животных Африки;
Социализация
 Ситуативный разговор «Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех», «Как я себя должен вести если…(окажусь в незнакомом месте, увижу дикого зверя)?»;  Театрализованная игра «Веселые человечки» (развитие внимания);  Игра «Приветики» (чувство близости, общности);  Речь с движением «Обезьянки»
Коммуникация
 Игра «Превращение» (развитие движений и мимики), «Зеркало».  Чтение художественной литературы: «Верблюжья варежка» Г.Снегерев, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзер, «Почему мне нравится слон» А.Милн. «Кенгуру» , «Жираф» Б.Заходер. « Обезьянка»В. Джайн. «Детки в клетки» С. Маршак, сказки Киплинга, «Доктор Айболит» К.Чуковский, «Где обедал воробей?» С.Маршак., Б. Житков «Мангуста», Р. Киплинг «Маугли», С. Сахарнов «Что я видел в Танзании».  Просмотр мультфильмов: «Доктор Айболит», мультфильмы по произведениям Киплинга.
Физическое воспитание

 Игры: « Кот и мыши», «Обезьянка (с платочками), «Летает, не летает, ползает»;
Художественно – эстетическое
 лепка « Животных жарких стран»  рисование: «Полюбившиеся животные жарких стран» (нетрадиционное рисование ладошами), по замыслу: «На чем бы ты хотел путешествовать?» (цветные карандаши);  аппликация «Оазис»  конструирование из бумаги. «Попугай» «Тигр»  коллективная работа: «Зоопарк» с использованием лепки, аппликации и дорисовывания деталей.
Организация игрового пространства для самостоятельной деятельности

детей
 карта «Природные зоны мира»;  демонстрационные картинки «Животные Африки», картины «Жирафы», «Верблюд», «Животные жарких стран»;  д.и.: «На суше, на небе, на воде», «Собери животное» (разрезные картинки), «Угадай, кто что ест?», «Четвертый лишний»;  настольная игра-лото «Транспорт», «Собери карту Африки» кубики  схемы построек разных видов транспорта (самолет, вездеход, корабль, джип);  игрушки животных жарких стран;  раскраски животных жарких стран;  бросовый материал для постройки макета «Природная зона саванны, пустыни»;  шаблоны и трафареты животных Жарких стран для свободного рисования;
Взаимодействие с родителями
 привлечение родителей в поиске бросового материала для макета;  привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Магазин» (продукты питания), «Больница» (аптечка – оказание первой помощи);  предложить родителям в выходной день посетить вместе с детьми Зоопарк;  чтение вечером сказок Киплинга и просмотр мультфильмов;
План схема конспекта сюжетно – ролевой игры

Заинтересовывающий

момент

(
пришло письмо в д.с., где доктор Айболит просит помочь ему в поисках Тяни - толкая
)

Сюжет игры состоящий из 4 этапов:

Сборы

путешествие,

распределение

ролей
(руководитель путешествия (педагог), участники путешествия – дети (водители, механики, медсестры, повара); 
Поездка,

привал

отдых
(руководитель путешествия (педагог) – координирует действия участников путешествия, механики – ремонт транспортного средства, повара готовят еду, медсёстры – оказывают первую помощь); 
Приезд в Африку, поиски животного, фотографирование

Возвращение в детский сад, просмотр фотографий, обсуждение и

рисование Тяни – толкая.

Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми:
 Формировать умения выстраивать новые последовательности событий, действий процесса игры, состоящего из четырёх эпизодов Сборы в путешествие - поездка, привал – отдых – приезд в Африку, фотографирование и поиски Тяни-толкая;  просмотр фотографий – обсуждение – рисование), ориентируясь на партнёров сверстников;  предварительное обсуждение с детьми содержания игры;  Развивать умения детей взаимодействовать с партнёрами по игре (участники путешествия – водитель – механик – повар – медсестра);  Подготовить атрибуты к игре, создать игровое пространство и заинтересовывающий момент;  С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям;  Выслушивать мнения детей о том как можно добраться до Африки, что необходимо взять с собой, чем ловить зверя, что надо сделать в первую очередь и т.д.
Ход игры:

Заинтересовывающий

момент
(создание условий для возникновения игры, мотивация на игру). Воспитатель:- Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, какое оно необычное. От кого оно, как вы думаете? Хотите его прочитать? (чтение письма) «Приезжайте дети в Африку скорей и найдите дети Тяни – Толкая поскорей» Предварительное обсуждение с детьми содержания игры. - Ребята, а кто такой Тяни-Толкай? (это животное, которое было другом доктора Айболита)
- А хотите поехать в Африку? Подвести детей к решению поехать в путешествие на корабле. - На чем можно отправится в Африку? (на самолете, вертолете, воздушном шаре, корабле) На каком виде транспорта вы бы хотели путешествовать (предшествующая работа 1 пол.дня – постройка корабля.
2.
сборы в путешествие, распределение ролей Сборы: Путешествие будет долгим и опасным. Поэтому к нему надо подготовиться. Что необходимо взять с собой в путешествие? (пищу, питьевую воду, лакомства для зверей) Для того чтобы не потеряться в море, что нам пригодится? (карта, компас). Для чего мы едем в путешествие? (чтобы найти Тяни-толкая) Мы не сможем его взять с собой, а сможем сфотографировать и привезти фотографии в детский сад. Значит, что надо еще взять с собой? (фотоаппараты) В путешествии нужно быть готовым к разным непредвиденным ситуациям, например, можем упасть, поранится. Значит, что нужно взять с собой? (аптечку с лекарствами, чтобы оказать первую помощь) Мы с вами едем на транспорте, а он может сломаться в пути. Значит, что необходимо еще взять? (инструменты) А самое главное, ребята, когда едешь в опасное путешествие, нужно быть дружными, помогать друг другу в беде, тогда путешествие пройдет успешно. Как называется наша группа? («Дружная семейка») А что это значит? (мы будем дружными, не будем ссориться, придём друг другу всегда на помощь) Распределение ролей - Руководителем экспедиции буду я. А вы участниками путешествия. У каждого будет своя роль. Кто самый главный на корабле? Конечно, капитан. (выбор капитана). Штурман - ведет корабль, прокладывает путь, готовит карты; механики – собирают необходимые инструменты; медсёстры – собирают медикаменты (аптечка); повара – собирают продукты, посуду.
3
. поездка (руководитель путешествия координирует действия участников путешествия) Капитан – ведет корабль, штурман прокладывает путь, сверяется по картам, повара – варят обед, медсестры оказывают первую помощь, механики – ремонт транспорта. Воспитатель: Ребята все готово к путешествию? Все собрались? Необходимо сосчитаться? (педагог считает детей) Все готовы в путь!
К а п и т а н, п р и г л а ш а й т е в с е х н а б о р т.
Капитан:
Все заняли свои места? (Ответы детей). Тогда я объявляю об о т п л ы т и и. П о л н ы й вперед! Воспитатель: почему наш корабль как то не так работает? Вы не слышите? А ну-ка механики разберитесь, что с мотором? Может масло надо поменять? А повара пока приготовят нам обед. Мы покушаем и снова в путь. -Ой у нашего капитана кажется заболела спина. (медсестры оказывают помощь) А теперь давайте подкрепимся и в путь.
Капитан:
Полный вперед!
(Корабль «плывет» дальше).

Воспитатель:
Мы подошли к берегам Африки. Ребята, какое чудо, все звери живы и здоровы и встречают нас.
(Высаживаемся на «берег»).
Воспитатель: Вот мы и в Африке! Ребята посмотрите как здесь красиво! Сколько здесь разных животных. Давайте с ними познакомимся. Дети берут животных и рассказывают стихи о них.
Бегемот
. Познакомьтесь – бегемот. Бегемот в воде живет Целый день он спит и спит, Как ленивый толстый кит. У него четыре зуба И огромный просто рот. И большое это чудо Где-то в Африке живет.
Лев.
Лев рычит, пугая эхо: Джунгли вовсе не до смеха Всех пугает львиный рык Лев охотится, привык. Зебра. Зебра дикая лошадка Убегает без оглядки, Людям в руки не дается И копытами дерется.
Слон.
Я большой и добрый слон По размерам – чемпион! Уши – словно одеяла Да и вижу я немало.
Жираф.
Узнать жирафа просто Узнать его легко
Высокого он роста И видит далеко. Крокодил. Крокодила все боятся Мы не будем с ним общаться Зубы острые, как гвозди Зря сюда зашли мы в гости. Черепаха. Черепаха – просто чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо, Ходит тихо по дороге Голова торчит и ноги.
Тигр.
Тигр – крупный хищный кот Тигр в Африке живет Полосатый, как матрас Смотрит строго он на нас Эй, не стойте слишком близко Я тигренок, а не киска! Р-р-р
Обезьяна.
Чудесные бананы На родине моей Живут там обезьяны И нет совсем людей. Воспитатель: Ребята, всех зверей увидели, а кого не нашли? (Тяни-Толкая) А где он может быть? А давайте на память сфотографируем тех животных которых мы увидели.
5.
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие. Пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам попасть в детский сад надо закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Вокруг себя мы повернемся и в детский сад вернемся». Ну, вот мы в детском саду.
Ведущий:
Ребята, а куда мы с вами путешествовали? (В Африку) Вам понравилось наше путешествие. (Да). Каких животных вы видели в Африке? (Слона, жирафа, льва, тигра, и т.д.) просмотр слайд – шоу «Животные Африки» Воспитатель: сейчас я предлагаю вам самостоятельно поиграть с животными и нарисовать Тяни-Толкая, ведь мы его так и не нашли.

Задачи:

· учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре, взаимодействовать с взрослым как с игровым партнером и друг с другом;

· развивать игровой диалог на основе сюжета сказки К.И. Чуковского «Айболит», связную речь;

· учить детей имитировать характерные действия персонажей и передавать их эмоциональное состояние;

· расширять кругозор, обогащать словарь детей;

· воспитывать чувство сопереживания героям литературного произведения, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Предварительная работа:

· Чтение литературных произведений: С. Маршак «Детки в клетке»; К. Чуковский «Айболит»; В. Степанов «Зоопарк»; В. Степанов «Животный мир Земли»; И. Турина «Про кого расскажет слон?»; Е. Аксалинтова «Лучшие животные»; Г. Губанова «Загадки» для малышей.

· Рассматривание иллюстраций. С. Николаевой и Н. Мешковой из серии «Мир вокруг нас. Звери»; Н. Нищевой из серии «Мир природы. Животные», из книги A.M. Головой «Животный мир Африки».

· Дидактические игры: «Угадай животных», «Зоологическое лото», «Животные Африки», «Загадки о животных», «Разрезные картинки».

· Беседы с детьми о животных Африки.

· Просмотр литературного произведения К.И. Чуковского «Айболит».

Атрибуты:

· Игрушки – животных Африки

· Строительный материал

· Маски животных Африки

· Бескозырки, бинокль, штурвал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  • учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре, взаимодействовать с взрослым как с игровым партнером и друг с другом;
  • развивать игровой диалог на основе сюжета сказки К.И. Чуковского «Айболит», связную речь;
  • учить детей имитировать характерные действия персонажей и передавать их эмоциональное состояние;
  • расширять кругозор, обогащать словарь детей;
  • воспитывать чувство сопереживания героям литературного произведения, чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Предварительная работа:

  • Чтение литературных произведений: С. Маршак «Детки в клетке»; К. Чуковский «Айболит»; В. Степанов «Зоопарк»; В. Степанов «Животный мир Земли»; И. Турина «Про кого расскажет слон?»; Е. Аксалинтова «Лучшие животные»; Г. Губанова «Загадки» для малышей.
  • Рассматривание иллюстраций. С. Николаевой и Н. Мешковой из серии «Мир вокруг нас. Звери»; Н. Нищевой из серии «Мир природы. Животные», из книги A.M. Головой «Животный мир Африки».
  • Дидактические игры: «Угадай животных», «Зоологическое лото», «Животные Африки», «Загадки о животных», «Разрезные картинки».
  • Беседы с детьми о животных Африки.
  • Просмотр литературного произведения К.И. Чуковского «Айболит».

Атрибуты:

  • Игрушки – животных Африки
  • Строительный материал
  • Маски животных Африки
  • Бескозырки, бинокль, штурвал

Ход:

Ведущий: Здравствуйте, дети! Говорят, что все ребята любят путешествовать. Это правда? А вы любите? (Да) Вот и хорошо!

Сегодня я приглашаю вас совершить веселое путешествие в Африку.

Вы готовы? (Да) Тогда, друзья, в путь. Под музыку дети идут по залу. Им навстречу выходит Доктор Айболит (воспитатель).

Доктор Айболит: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Доктор Айболит:

Кто из вас болен?

Как живете,

Как животик?

Не болит ли голова?

Погляжу из под очков

На кончики язычков

Превосходно!

Все здоровы!

Тогда по порядку

Становись на зарядку!

(физминутка под музыку )

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем

Как орлы, летим, парим,

Во все стороны глядим.

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом )

Доктор Айболит: Мне сегодня пришла телеграмма от Гиппопотама

«Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!»

Доктор Айболит:

Что такое? Неужели

Ваши бедные детки заболели…

И у них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

Малярия и бронхит!

Что же делать? то же делать? Боюсь я один не справлюсь. Вы поможете мне, ребята?

Дети: Да!

Доктор Айболит:

Но на чем, же мы, ребята, поплывем в Африку?

Ведь у берега Африки море

Бушует, шумит на просторе

А в море высокая ходит волна!

Дети: На корабле.

Доктор Айболит: Правильно. Наши дети построят прочный корабль, и никакие волны нам не будут страшны.

Дети строят из крупных деталей конструктора корабль, распределяет роли – капитана, матросов.

Доктор Айболит: Корабль готов! Команде занять свои места! Поднять паруса! Полный вперед!

Звучит шум моря.

Ветер парус надувает

И к далеким берегам

Кораблик мчится по волнам.

Доктор Айболит:

Но горы встают у нас на пути.

А горы все выше, а горы все круче.

А горы уходят под самые тучи!

Как же быть?! Что же делать?! Как же мы через горы переберемся?

Выходим на берег. Давайте представим себе, что мы самолеты, и перелетим высокие горы:

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса мотор, вези,

Чтобы птицы пели»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Дети изображают самолеты. Звучит музыка.

Доктор Айболит:

Бояться не надо

Ни дождя, ни града

Облетаю тучку,

Тучку-летучку.

Белой чайкой паря,

Полетел за моря

Без разговору

Облетаю гору.

Внимание! Впереди по курсу Африка! Идем на посадку!

Доктор Айболит: Вот мы и в Африке! Ребята посмотрите как здесь красиво! Сколько здесь разных животных. Давайте с ними познакомимся.

Дети берут животных и рассказывают стихи о них.

Бегемот.

Познакомьтесь – бегемот.

Бегемот в воде живет

Целый день он спит и спит,

Как ленивый толстый кит.

У него четыре зуба

И огромный просто рот.

И большое это чудо

Где-то в Африке живет.

Лев.

Лев рычит, пугая эхо:

Джунгли вовсе не до смеха

Всех пугает львиный рык

Лев охотится, привык.

Зебра.

Зебра дикая лошадка

Убегает без оглядки,

Людям в руки не дается

И копытами дерется.

Слон.

Я большой и добрый слон

По размерам – чемпион!

Уши – словно одеяла

Да и вижу я немало.

Жираф.

Узнать жирафа просто

Узнать его легко

Высокого он роста

И видит далеко.

Крокодил.

Крокодила все боятся

Мы не будем с ним общаться

Зубы острые, как гвозди

Зря сюда зашли мы в гости.

Черепаха.

Черепаха – просто чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо,

Ходит тихо по дороге

Голова торчит и ноги.

Тигр.

Тигр – крупный хищный кот

Тигр в Африке живет

Полосатый, как матрас

Смотрит строго он на нас

Эй, не стойте слишком близко

Я тигренок, а не киска! Р-р-р

Обезьяна.

Чудесные бананы

На родине моей

Живут там обезьяны

И нет совсем людей.

Доктор Айболит: Ребята, а давайте отпустим животных погулять. А мы с вами поиграем и изобразим этих животных. Покажите тигра, слона, обезьянку…. А теперь мы споем веселую песенку.

(Дети поют песню «Я на солнышке лежу»)

Я на солнышке лежу

И на солнышко гляжу

Все лежу

И лежу,

И на солнышко гляжу.

Носорог-рог-рог

Идет.

Крокодил – дил-дил

Плывет.

Только я все лежу

И на солнышко гляжу.

Рядом львеночек лежит

И ушами шевелит

Только я

Все лежу

И на солнышко гляжу.

Звучит тревожная музыка. Появляется Бармалей.

Бармалей:

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке гориллы,

В Африке большие

Злые крокодилы

Будут вас кусать,

Бить и обижать, -

Не ходите, дети,

В Африку гулять.

Доктор Айболит: Постой, постой Бармалей! Ты нас не испугаешь! Мы ребята смелые и сказку «Айболит» хорошо знаем. И потому мы тебя нисколько не испугались.

Бармалей: Не испугались? Нисколечко? Но, может быть, хоть чуть-чуть?

Доктор Айболит: Ты лучше нам покажи дорогу к горе Фернандо-по, там доктора ждут больные звери.

Бармалей: Вот ведь какая жизнь наступила. Никто меня не боится, даже маленькие дети. Придется помочь (обращается к ребятам). Так и быть покажу я вам дорогу.

Бармалей ведет детей по тропинке.

Доктор Айболит: А вот и гора Фернандо-По, и лежат здесь больные звери. Ребята, давайте изобразим больных зверей.

Дети одевают маски африканских животных и изображают больных зверей.

Доктор Айболит:

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по животикам

И всем по порядку,

Дает шоколадку.

И ставит и ставит им градусники!

Вот и вылечил он их, Лимпопо!

Вот и вылечил больных, Лимпопо!

ТАНЕЦ «Чунга-Чанга»

Доктор Айболит: Вот и закончилось наше веселое путешествие. Пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам попасть в детский сад надо закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Вокруг себя мы повернемся и в детский сад вернемся». Ну, вот мы в детском саду.

Ведущий: Ребята, а куда мы с вами путешествовали? (В Африку)

Вам понравилось наше путешествие. (Да). Каких животных вы видели в Африке? (Слона, жирафа, льва, тигра, и т.д.) А кто лечил больных животных? (Доктор Айболит). А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поиграть с животными или нарисовать для них подарки.


Сюжетно-ролевая игра на тему: «Морское путешествие в Африку».

Цель: активизация познавательной деятельности, формирование умения детей отражать в игре свои впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.

Образовательные задачи: формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт о жизни и труде людей, закрепить знания о профессиях взрослых на корабле. Закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире морей и океанов. Продолжить знакомство с животными жарких стран. Совершенствовать умение детей создавать и использовать атрибуты, готовить обстановку для игры, действовать в соответствии с сюжетом, чётко выполнять цепочку игровых действий.

Развивающие задачи: развивать интерес к игре. Совершенствовать двигательную активность. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Развивать память, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи: формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры; воспитывать у детей культуру поведения; уважение к труду морского флота.

Активизация словаря: кок, акваланг, аквалангист, утопающий, морская звезда, бескозырка, штурман, трап, аборигены.

Методы и приёмы: создание проблемной ситуации в ходе игры, беседа, использование ИКТ.

Предварительная работа:

    Чтение художественной литературы о морях и морских путешествиях: А. Барто «Кораблик», А. Некрасова «Маяк», М. Большинцова «Новые пароходы», «Пароход смелый», С. Я. Моршак «Три моряка».

    Беседы: «О морях и кораблях», «Профессия моряка», «Животные жарких стран».

    Просмотр презентации «Морские обитатели», «Путешествие на корабле» и мультфильма «Приключения Бонифация».

    Прослушивание муз. композиций «Капитан улыбнитесь», «Катерок», «Я – смелый капитан», «Шум моря».

    Рисование и лепка рыбок, морских обитателей.

    Аппликация «Кораблик».

    Д/и «Кто кем работает?»

    Рассматривание атрибутов и иллюстраций на морскую тему.

    Конструирование кораблей из строительного материала и конструктора «Лего». Выкладывание парохода из мозайки.

    Изготовление атрибутов.

Атрибуты к игре: нос корабля, штурвал, стулья, трап, якорь, набор морских животных, игрушки животных жарких стран, спасательный круг, лодка, удочка, ведро для утопающего. Игровой маркер (кабинет доктора), медицинский халат, матроски, бескозырки для матросов, фуражки, костюм для капитана, бинокль, атрибуты для повара.

Основной сюжет: «Морское путешесвие в Африку».

План игры:

    Организационный момент . Мотивация – «Поможем обезьянке Чите побывать на родине – в Афике. Загадка про пароход.

    Распределение ролей по назначению.

    Разыгрваются сюжеты:

- «Осмотр врача»;

- «Приобретение билетов на пароход»;

- «Путешествие на пароходе «Дружба»;

- «На морском дне», «Спасение дельфина»;

- «Спасение утопающего»;

- «Приготовление обеда»;

- «На материке» (физкультминутка);

- «Возвращение домой».

Ход игры.

В.: - Ребята, посмотрите, у нас в гостях обезьянка Чита, сейчас она живёт в зоопарке, но мечтает побывать на своей родине. А вв знаете где её родина?

Дети: - Тёплые страны, Африка.

В.: - Вы совершенно правы. А вы хотели бы помочь нашей обезьянке и отправиться в путешествие в Африку?

(ответы детей)

В.: - На чём можно путешествовать?

Дети: - На самолёте, на поезде, на машине, на корабле и т.д.

В.: - А на чём мы отправимся путешествовать вы скажете сами, если отгадаете загадку:

Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл!

(пароход)

В.: Африка находится среди морей и океанов. И поэтому мы отправимся путешествовать на пароходе.

В.: Но для того, чтобы отправиться в путешествие, нам нужна команда. Мы должны договориться, кто кем будет. Я (воспитатель) буду диспетчером и буду вам помогать в игре.

Итак, команда выбрана.

Капитан – у него форма, капитанская фуражка, бинокль.

Штурман – он в тельняшке, бескозырке, будет управлять штурвалом, чтобы плыл наш пароход.

Юнга – в тельняшке, пилотке с колокольчиком (будет звонить по 3 раза перед отплытием и мыть пол на пароходе) у него есть ведро и швабра.

Врач – у него имеются медикаменты, халат, колпак, орудие труда.

Кок – у него есть все необходимое для приготовления еды.

Рыбалов-утопающий – возьмите лодку, удочку и займите своё место.

Кассир – займите своё место за кассой.

Девочки (два чел.) – прошу взять гимнастические палки, натянутые голубой тканью, будите имитировать море.

Остальные дети будут пассажирами.

В.: - Внимание, говорит диспетчер (говорит в рупор). Уважаемые пассажиры, просим приобрести билеты для путешествия.

(Дети подходят в кассу за билетами).

В.: - Все ранги раздали. И так, начнём!

Капитан: - Команда, стройся! Мы сегодня с вами отправимся в тёплые края и посетим Африку. Увидим морских обитателей и животных жарких стран.

Капитан: - Доктор, осмотреть команду и доложить!

Доктор: (врач всех слушает) - Команда здорова!

Капитан: - Ну, что же, команда наша готова. Пароход «Дружба» ждёт нас в порту. Команда, занять свои места!

(Раздаётся гудок парохода три раза. Заставка парохода)

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры, проходите на свои места, согласно купленным билетам.

(Юнга звонит в колокольчик три раза)

Капитан: - Поднять якорь!

Матрос: - Есть поднять якорь! (поднимает)

Капитан: - Убрать трап!

Матрос: - Есть убрать трап! (убирает)

Капитан: - Полный вперед! Лево руля!

Диспетчер: - Наш корабль «Дружба» отправляется по маршруту «Морское путешествие в Африку». Счастливого плавания.

Девочки (два человека) имитируют море с тканью синего цвета.

Ребенок (читает стихотворение)

Море, море, море!

В нем соленая вода,

Кто бывал на море –

Не забудет ни когда.

Капитан: - Лево руля! Право руля! Держим курс прямо!

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры, давайте полюбуемся морским пейзажем. Какое огромное море, даже не видно берегов. Какая прозрачная голубая вода!

(1ая картинка на экране: «Бескрайнее море» с музыкальным сопровождением песни «Кораблик» из мультфильма «Приключения Бонифация»).

Диспетчер: - Обратите внимание на спокойное море, как солнце переливается в лёгких волнах.

(заставка морских животных – осьминоги, черепахи, морской конек, еж, крабы и т.д.)

Диспетчер: - Подводные обитатели из морских глубин поднялись выше со дна морского и греются на солнышке.

(Дети рассматривают и называют морских животных)

(Картинка – заставка на экране «Чайки над морем». Звукозапись «Крик чаек»)

Диспетчер: - Как раскричались чайки, наверное что-то случилось!

(заставка «Дельфины в море»)

Капитан: (смотрит в бинокль) – Внимание, слева по борту вижу дельфина. Он запутался в сетях. Ему требуется помощь! Как мы можем ему помочь?

(ответы детей)

(Дельфина нужна нужно спасти, освободить от сетей).

Капитан: - Лево руля! Стоп машина! Опустить якорь! Аквалангист, приступить к спасению дельфина. (аквалангист спускается на морское дно, выпутывает дельфина из сетей. Матрос бросает аквалангисту спасательный круг и вытягивает его на пароход, вся команда помогает вытягивать его за веревку). Врач, осмотреть аквалангиста. Всё-ли у него в порядке после ныряния!

(врач осматривает аквалангиста, измеряет температуру, слушает и докладывает капитану)

Врач: - Товарищ капитан, аквалангист здоров.

Капитан: - Объявляю вам благодарность за спасение дельфина! Право руля! Держим курс на юг! Море спокойное. Полный вперед!

Штурман: - Есть полный вперед!

Капитан: - Кок, доложите меню на обед!

Кок: - Есть доложить меню! На первое Уха, на второе макароны по флотски и компот.

Капитан: - Накормите пассажиров и моряков.

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры. Просим Вас посетить наше кафе и попробовать полезную и вкусную еду. (звучит тихая музыка)

Штурман: - Надвигается шторм! (заставка «Шторм», шум моря)

Капитан: - Матросы, займите свои места! Надвигается огромная волна! Сбавить обороты!

Штурман: - Есть сбавить обороты!

Диспетчер: - Уважаемые пассажиры! Держитесь крепче! Волна может смыть в море! (дети изображают качку корабля)

Девочки (два человека) бурное море.

(На экране появляется видеоклип «спокойное море»)

Капитан: - Все на месте? (Смотрит в бинокль) Человек за бортом. Бросить спасательный круг! Стоп машина!

Штурман: - Есть стоп машина!

Капитан: - Опустить якорь!

Матрос: - Есть опустить якорь!

(Матросы бросают спасательный круг и на канате спасают утопающего)

Капитан: - Врач, провести осмотр утопающего и доложить!

Врач (осматривает утопающего и докладывает) Товарищ капитан, всё в порядке!

Капитан: Объявляю всем благодарность за хорошую службу! (обращается к утопающему) Что случилось, как вы покали в море?

Утопающий: - Здесь неподалёку есть остров, я рыбачил, налетел сильный ветер, лодка перевернулась и меня унесло в море. Большое спасибо за помощь.

Капитан: - Поднять якорь! Полный ход! (смотрит в бинокль) Держим курс на остров!

(Заставка «Море и остров с пальмами»)

Капитан: - Мы приближаемся к острову, я вижу там людей! Стоп машина! Опустить якорь! Спустить трап!

Матрос: - Есть спустить трап!

Диспетчер: - Все желающие могут сойти на остров и осмотреть его! (Заставка «Африка»)

(Штурман остаётся на пароходе, остальные выходят на берег. Рассматривают фрукты, животных и догадываются что попали на один из африканских островов. Обезьянка очень рада.

(Заставка жирафа, слона, зебры)

Физкультминутка.

(Звучит песня «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде…»)

Капитан: - Пора отправляться в обратный путь! Все на корабль! (Все прощаются, благодарные островитяне передают корзинку с фруктами).

(Раздаётся 3 гудка. Все проходят на пароход.)

Юнга звонит в колокольчик 3 раза.

Капитан: - Поднять якорь! Убрать трап!

Штурман: - Есть убрать трап!

Капитан: - Полный ход! Держим курс домой!

Штурман: Вижу на горизонте наш порт!

(Раздаётся 3 гудка)

Капитан: - Стоп машина! Опустить якорь! Спустить трап!

Пассажиры и команда, сойти на берег! Наше путешествие закончено! Спасибо за хорошее плавание! (Команда строится, пассажиры выходят и благодарят команду и капитана за хорошее путешествие).

(Обезьянку кому-нибудь поручить доставить в зоопарк).

Последним с корабля уходит капитан.