Дидактические игры по рисованию в подготовительной группе. Дидактическое пособие «Живопись своими руками

Дидактические игры и упражнения по рисованию для развития воображения.

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»

Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.

Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш раскрасит эти рисунки.

«Радуга»

Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится). После того как дети ответят на поставленные вопросы, воспитатель показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге: каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый) где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

«Черное и белое»

Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

Ход игры: воспитатель делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями. Воспитатель бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

«Разноцветное домино»

Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

«Веселые обезьянки»

Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего. Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания. Задания для участников могут звучать следующим образом:1) отгадай, в какой руке я спрятал конфету;2) ты должен присесть на месте 10 раз; 3) ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза; 4) расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни; 5) пробежать 2 круга вокруг стола; 6) другие (в зависимости от возраста участников

"Волшебный круг" (цветовой круг»)

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры: Воспитатель вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски. Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Воспитатель объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

"Подводный мир"

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

"Придумай пейзаж"

В игре могут принимать участие от 3-6 детей. Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию. Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

« Подбери изображения к игрушке»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете . Ход игры: Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы. Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

«Кто больше и быстрее нарисует кружочки»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия : Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить. Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток. Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а другая рисуется - справа – налево.

«На что похоже»

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок – на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Собери узор»

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочка».

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки на берегу»

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 – 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Веселый гном»

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картина на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«На что это похоже»

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«Чудесный лес»

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«Перевертыши»

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.


Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию.

(Cтарший возраст)

«Теплый – холодный» .

З адача. Закреплять умение дифференцировать теплые и холодные цвета, закреплять эти понятия в активном словаре.

Закреплять умение двигаться в игре, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры. Перед детьми два панно теплой и холодной гаммы.

На столе лежат карточки разных оттенков. Дети выбирают карточку и под музыку разбегаются по группе. По сигналу дети подбегают к панно соответствующей цветовой гаммы.

Подвижно-дидактическая игра

(Младший возраст)

«Цветные шарики»

Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать произвольное внимание, координацию движений.

Материал: шарики разных цветов, закрепленные на стойках, или разноцветные игровые модули.

Ход игры

Ведущий показывает детям шарики, расположенные в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. По команде ведущего, назвавшего цвет какого-нибудь шарика, например: «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг этого шарика.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задание.

Подвижно-дидактическая игра

(средняя группа)

«Найди свой цвет»

Цели: совершенствовать восприятие цвета и пространства; развивать произвольное внимание, координацию движений.

Материал: игровые модули разных цветов.

Ход игры

Играющие делятся на команды, каждая команда строится вокруг модуля своего цвета. По сигналу ведущего дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. По команде ведущего «Найди свой цвет!» дети должны быстро построиться вокруг своего модуля.

Отмечается команда, быстро и правильно выполнившая задание.

Варианты:

1. Во время свободного передвижения детей педагог может переставлять модули или менять их местами.

2. Каждому игроку вручается жетон или флажок цвета своей группы. По команде «Найди свой цвет!» дети собираются возле того модуля, который соответствует цвету их жетонов

Дидактическая игра

(младший возраст)

«Найди пару»

Цели: совершенствовать восприятие цвета; развивать внимание, быстроту движений.

Материал : флажки по числу играющих (двух цветов).

Ход игры

Дети получают по одному флажку и начинают ходить врассыпную. По команде «Найди пару!» играющие должны быстро найти пару с флажком такого же цвета, взяться за руки и построиться в колонну (в заранее обозначенном педагогом месте). Побеждает пара, первой выполнившая задание.

Варианты:

1. Найти пару с флажком другого цвета.

2. Использовать флажки трех цветов, а по заданию строиться тройками.

Подвижно-дидактическая игра

(старший возраст)

«Запрещенный цвет»

Цели: совершенствовать восприятие цвета и формы; развивать произвольное внимание, мелкую моторику мышц рук.

Материал: 30-40 разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона: квадраты, круги, треугольники, прямоугольники.

Ход игры

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры. Ведущий называет цвет, например красный, а все играющие должны собрать как можно больше фигур любого цвета, кроме указанного. Выигрывает тот, кто не перепутал цвет и собрал больше фигур.

Варианты:

1. Собрать только круги, цвет значения не имеет.

2. Собрать только зеленые треугольники.

Подвижно-дидактическая игра

(старший возраст)

«Собираем урожай»

Цели: совершенствовать пространственные отношения между объектами, восприятие формы; развивать произвольное внимание, быстроту реакции.

Ход игры :

Каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Педагог, используя сюжетный рассказ, предлагает детям выполнить следующее задание: в центре листа нарисовать солнце, вверху (над солнцем) - цветок, внизу (под солнцем) - грибок, справа от солнца - яблоко, слева от солнца - дерево. Закрепив пространственные ориентировки на листе бумаги, педагог с помощью физкультурного инвентаря (солнце - обруч, грибы, цветы, деревья - мелкий раздаточный инвентарь) раскладывает предметы в том же порядке в физкультурном зале.

Предметов должно быть на один меньше, чем детей. Дети двигаются по периметру зала. По команде «За цветами!» они должны быстро взять только один названный предмет.

По окончании игры дети могут самостоятельно подсчитать свой «урожай».

Подвижно-дидактическая игра

(старший возраст)

«Дымковские платочки».

Цель:

Закреплять знание дымковской росписи;

Учить сравнивать изображение;

Воспитывать дружеские отношения друг к другу.

Материал: парные карточки с изображением росписи.

Ход игры:

Дети стоя в круге рассматривают элементы узора на карточках.

Под музыку разбегаются по группе, по сигналу «Стоп», ищут пару к карточке.

Элементы на карточке могут принадлежать к любой росписи.

Подвижно-дидактическая игра

(средний возраст)

«Четыре времени года»

Цели: совершенствовать восприятие пространства, времени и цвета; развивать быстроту мышления, мелкую моторику мышц рук, скоростные качества.

Материал: мелкий разрезной материал или инвентарь, соответствующий признакам различных времен года: желтые листья, белые снежинки, зеленые листочки, плоды и др.

Ход игры

Группа делится на 4 части: осень, зима, весна, лето. В каждую часть кладется соответствующий наглядный материал или мелкий инвентарь.

Дети делятся на 4 группы. Для игры приглашаются по одному игроку от каждой группы. Педагог читает загадку. Получив правильную отгадку, он подает сигнал: «Можно!». Игроки забегают в названный участок времени года и собирают предметы, затем складывают в специально отведенное место для каждой группы. Игру продолжают следующие четверки.

Дидактическая игра «Веселые краски»

(старший возраст)

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+», «-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: путем смешения красок решать « примеры» типа:

«красный +желтый = оранжевый»,

«зеленый – желтый = синий».

Дидактическая игра «Гусенички»

(Старший возраст)

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры.

Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гамма (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра « Составь пейзаж »

(Старший возраст)

Цель: совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.

Ход игры:

В конверте находятся силуэты деревьев, растений, в разные времена года. Детям нужно выбрать деревья или растения и составить из них красивый пейзаж

Дидактичная игра « Закончи картинку »

(Младший возраст)

Обнаружить уровень сформированности восприятия и определения предмета за его частями, уметь его закончить рисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры:

На картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить

Дидактическая игра «Радуга»

(средний возраст)


Цель:

Закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.

Ход игры:

дети делятся на группы за количеством цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе - радуга, а каждый отдельно - капелька воды. Играет резвая музыка дождя - капельки бегают и играют. Музыка изменяется - выходит солнышко - полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь за цветами в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.

Дидактичная игра « Эксперты»

(Старший возраст)

закрепить знание о жанрах живописи (пейзаж, натюрморт, портрет); учить определять жанры живописи; развивать внимание, мышление, доказательное вещание; воспитывать заинтересованность, эстетичный вкус.

Ход игры:

Дети получают репродукции разных картин и определяют жанр живописи, объясняя свое мнение.

Дидактичная игра « Разгадай картинку »

(старший возраст)

Цель:

Закрепить умение детей различать жанры, стили живописи за их характерными особенностями; составлять целое из частей, привлекать внимание к сюжету, художественному образу, чувствовать настроение картины.

Ход игры:У детей находятся конверты с картиной,разрезанной на несколько частей.Дети должны сложить картину в единственное целое и определить жанр живописи.

Дидактичная игра « Волшебная палитра »

(Средний возраст)

Дать понятие о том, что цвет может передавать настроение, каждая краска может иметь «свой характер»; развивать воображение детей, умения совмещать разные цвета; предоставлять рисунку разного настроения с помощью цветов; знакомить с последовательностью размещение цветов в спектре.

Ход игры:

Предложить детям составить палитру, угадать цвет за описанием. Составить вместе с детьми рассказ о жизни и приключениях красок. Потом деть раскрашивают рисунки в соответствии с настроением.

Дидактическая игра «Составь натюрморт»

(средний возраст)

Цель:

Совершенствовать композиционные навыки: умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связки, расположить изображение в пространстве.

Ход игры:

В конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.


Дидактические игры по изодеятельности для дошкольников.

На сайте "Страна Мастеров" есть очень интересная страничка Сергеенко Елены. Из её работ я предлагаю вашему вниманию подборку дидактических игр по изодеятельности на развитие восприятия цветовых оттенков, логического мышления, творческого воображения.

1.Работаю в детском саду почти 20 лет. За это время накопилось много дидактических игр по изодеятельности, сделанных своими руками. Эти игры можно применять в индивидуальной работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике. Предлагаю Вам несколько игр. Игры на развитие цветовидения. Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика (тёплые).

2.Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

3.Ещё один вариант: среди множества цветов найти зелёные и его оттенки (для маленьких детей).

4.Похожая игра. Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые).

5.А это - карточки - арифметические примеры на составление дополнительных цветов из основных.

6.Примеры могут быть и на вычитание.

7.Другой вариант арифметических примеров.

8.Художник рисовал осень (или др. время года), разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.

9."Назови цвета осени, лета..."

10.Для самых маленьких. 2 - 3 года.

11."Найди цвета, которыми нарисован петушок". Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.

12.Игры на закрепление знаний жанров живописи.

13."Нарисуй портрет". Дети "рисуют" эмоции (радость, страх и т.д.)

14.Из предложенных карточек дети выбирают те, которые можно взять для рисования натюрморта (или пейзажа).

16."Собери натюрморт". дети выбирают предметы и красиво составляют натюрморт.

18.Игры по декоративно-прикладному искусству. Выбирают элементы городецкой росписи (здесь есть и не городецкие элементы) и

раскладывают узор на доске.

1. Методика проведения дидактических игр в декоративном рисовании

В соответствии с задачами по декоративному искусству дидактические игры распределяются на группы:

  1. Дидактические игры, направленные на ознакомление дошкольников с русскими народными промыслами.
  2. Игры, направленные на развитие воображения (воссоздающее и творческое).
  3. Дидактические игры, направленные на развитие ручной умелости .
  4. Игры, развивающие чувство ритма , умение составлять ритмическую композицию .
  5. Дидактические игры, помогающие сформировать представления о симметрии (центральной, осевой).
  6. Дидактические игры, помогающие различать стилизованные и реалистические изображения.

К I группе игр можно отнести дидактические игры:

  • “Дымковские мастера”;
  • “Составь свой узор” (городец);
  • “Укрась сам” (хохлома);
  • “Жостовские подносы” (жостово);
  • “Гжельские узоры” (гжель).

В этих играх дети закрепляют знания о элементах росписи по народным промыслам, самостоятельно создавая узор. У детей развивалось творчество, активизировалась и обогащалась речь.

С дидактической игрой “Составь красивый узор” (разрезные картинки) может быть связано занятие по декоративному рисованию: роспись по мотивам народного декоративного искусства. Организовав игру (в процессе которой дети будут создавать узоры, складывая разрезные картинки внимательно рассматривая элементы узора, их цвет, композицию), педагог будет способствовать уточнению представлений детей о той или иной росписи. Это поможет им потом в создании узора.

Желание правильно составить узор заставит детей внимательно всматриваться в части узора на картинках, сравнивать их, объединять соответствующие части выделять мотивы орнамента.

Ко II группе относятся игры, направленные на развитие воображения и на нахождение закономерности следования узора.

Цель этих игр - развивать интеллектуальные операции, учить детей находить закономерности следования орнамента, учить составлять упорядоченные ряды, развивать воссоздающее воображени е.

А) Например: игра “Продолжи узор”.

Игровая задача: собрать бусы; продолжить дорожку; расставить вагоны; отремонтировать заборчик; помочь заштопать коврик и т.д. (игра имеет много вариантов).

Б) Игра “Лоскутное одеяло”.

Игровая задача: помочь игровому персонажу собрать из лоскутков одеяло (форма и формат одеяла задаются воспитателем и могут меняться).

Материал: комплект деревянных кукол (разных по высоте, толщине); куклы сгруппированы в “семьи” по орнаментам.

Игровая задача: помочь куклам найти свои семьи.

Ход игры: Воспитатель ставит на стол одну (более сложный вариант 2-3 игрушки) куклу из любой “семьи” и говорит: “Сегодня я познакомилась с Анютой”. Посмотрите, какая она нарядная!” Педагог с детьми рассматривает одежду, головной убор на кукле, обращает внимание детей на орнамент - элементы узора и их чередование. “Кукла Анюта гуляла с родителями в парке и потерялась. Она просит вас ей помочь найти свою семью. Давайте отправимся в “парк”. Воспитатель подводит к другому столу. На нём расставлены деревья, качели, скамеечки из настольного театра. В парке гуляют несколько кукол. Дети рассматривают игрушки и по орнаменту определяют родителей Анюты и возвращают её родителям.

Второй вариант игры “День рождение куклы”.

Игровая задача: в конце праздника детям предлагается “отвести кукол- детей” к куклам - родителям. Если дети затрудняются, педагог помогает им определить, чем куклы похожи и чем отличаются “дети” и их “родители”

К III группе относятся игры и упражнения на развитие ручной умелости.

Цель - способствовать становлению формообразующих движений руки, развивать координацию глаза и руки.

В младшей и средних группах: игра “Помоги довезти игрушки”.

Цель - учить рисовать прямые, волнистые, ломаные линии, круги и т.д.

Игровая задача: помочь довезти игрушки до дома, кисточка или карандаш показывают дорогу. (Игра имеет много вариантов). Усложнением для малышей могут служить не только усложнение формы, но и использование более узких дорожек.

“Проплыть между препятствиями”;

“Пройти по лабиринту”;

“Найти клад”;

“Провести хоккейную комбинацию”.

К IV (четвёртой) группе относятся игры, развивающие чувство ритма; обучающие умению составлять ритмическую композицию.

Ритм - это чередование одинаковых элементов с одинаковыми интервалами. Ритм должен быть понятным и чётким. Например, игра “Собери дорожку”.

Игровая задача:

  • для малышей - помочь игровому персонажу выложить дорожку по заданному алгоритму (круги одного цвета, одного размера);
  • для средних - выложить дорожку из элементов одной формы, но разного размера (чередуя);
  • для старших - выложить узор на полосе из элементов разных по цвету и по форме (с элементом соревнования “Кто быстрее”.

Игры на развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления, памяти, воображения.

  1. Игра “Подбери узор”. Цель - кто быстрее на карте найдёт все свои фигурки.
  2. Игра “Рукавички”. Цель - подобрать пару (или комплект) по узору (орнаменту).
  3. Игра “Пуговичное ожерелье”. Цель - закрепить знание цвета, формы, величины и понимание пространственных направлений. Игровая задача - сделать в подарок бабушке ожерелье.
  4. Игра “Математический планшет” (с 5 лет). Цель - умение конструировать на плоскости различные изображения. “Рисование резиночками”.

К пятой (IV) группе можно отнести игры, помогающие сформировать представления симметрии (центральной и осевой).

Симметрия - в переводе с греческого означает соразмерность. Рассматривают симметрию осевую и центральную.

Равновесие элементов в орнаменте достигается благодаря симметрии. Симметрия часто выступает как единственное средство выразительности.

Цель этих дидактических игр – формировать элементарные представления о симметрии; развивать воссоздающее и творческое воображение, совершенствовать изобразительные навыки.

  1. Игра “Разбитый сервиз”, “Археологи” (для старшей группы). Игровая задача - помочь восстановить первоначальный вид предметов (игры имеют много вариантов).
  2. Игра “Раскрась узор”.
  3. Игровая задача - помочь игровому персонажу раскрасить узор или какой-то предмет.

    Упражнения на симметричное вырезывание также формируют у ребёнка представления о симметрии - это вырезывание из сложенной пополам бумаги, из бумаги, сложенной в 4 и в 6 раз, аппликация из готовых геометрических форм на составление симметричных изображений (бабочка, ваза и т.д.).

  4. Увидеть симметрию в узоре помогает проведение игры “Волшебное зеркало”.

6. Детям предлагается поставить зеркало на середину (линии-ось) и увидеть полное изображение узора на предмете (на карточке), запомнить его и повторить (продолжить) на второй половине предмета (рисованием, аппликацией или выкладыванием готовых форм).

Игры на развитие цветовосприятия

Цель - развивать чувство цвета, формировать представление о том, что цвет является средством выразительности, закреплять умения составлять упорядоченные ряды.

Например:

  1. Игра “Платье для сестёр”.
  2. Игровая задача - раскрасить платья для сестёр - времён года так, чтобы сёстры догадались, где платье для зимы, для лета, для осени, для весны. (Изменяя цветовое решение, получают различные варианты декорирования платьев).

В старшей группе по декоративному рисованию ставится задача: научить детей умению стилизовать реальные образы, подчёркивая в предмете основное, характерное, опуская детали.

Стилизация - это декоративное обобщение, подчёркивание особенностей формы предмета с помощью ряда условных приёмов. Можно упростить или усложнить форму, изменить цвет, отказаться от передачи объёма.

В одних орнаментах натуральные образы претерпевают небольшие изменения, в других всё выглядит предельно схематично.

Для ребёнка умение узнавать стилизованные образы и самостоятельно выполнять стилизацию - задача довольно трудная.

7. Использование педагогом творческих игр и упражнений по типу “превращалки” - даст ребёнку возможность самому стилизовать те или иные объекты, а также разовьёт творческие способности.

Игры - “превращалки”.

Цель - развивать воображение на основе комбинаторики, учить выделять главное и на основе этого подводить к использованию стилизации в изобразительной деятельности.

1. Игра “Превращение геометрических фигур”. Игровое задание - преврати в животное (в птицу, человека, растение и т.д.).

Усложнение: преврати геометрические фигуры во что-нибудь, но не повторяй то, что уже рисовал.

В младшей группе - игры не проводятся;

В средней группе - одномоментно предлагается не более 4-х геометрических фигур;

В старшей группе - не более десяти.

2. Игра “Петельки”.

Игровое задание - преврати петельку во что-нибудь.

3. Игра “Закорючки”

Игровое задание - нарисуй закорючку и преврати её во что-нибудь.

1) Можно поворачивать закорючку

2) Нельзя рисовать змей, деревья, цветы, облака, дым, воду, так как подобным образом можно преобразовать любую форму.

4. Игра “Клубочки”.

Игровое задание:

1) нарисуй клубочек и преврати его в дерево; бабочку;

2) преврати клубочек в цветочек и составь узор (на полосе).

Правил нет.

В процессе этих игр, наблюдая за превращением фигур в результате собственных действий, ребёнок познаёт вариативность создания образа, зависимость конечного результата от способов и приёмов, которые были использованы. У детей формируются творческие задатки личности. Дидактическая игра может быть включена в любое занятие. Это позволяет повысить интерес детей к занятию и активизировать их деятельность.

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности
и развитию речи в подготовительной группе

Тема: “Русский народный костюм”

Программное содержание:

  1. Учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле сорочки, сарафана, епанички.
  2. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме.
  3. Закрепить умение работать цветными фломастерами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Совершенствовать речь детей, закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков через чистоговорку.
  6. Продолжать формировать эстетический вкус, развивать творческое воображение.

Материал: силуэты сорочки, сарафана, епанички из белого и цветного картона /набор на каждого ребёнка/; иллюстрации с изображением русской девушки в нарядной старинной одежде /национальный костюм/; набор открыток “Русский орнамент; магнитофонная кассета с записью мелодий старинных русских северных хороводов; наборы цветных фломастеров; карточки с символами-знаками /из орнамента/.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию изображения русской девушки в праздничной старинной одежде.

Воспитатель: “Кто изображён на рисунке? Посмотрите, какая эта девушка стройная, изящная. Настоящая русская красавица! Как раньше в народе называли таких красавиц? /Лебёдушка, берёзонька, пава, ягодка/. А какими именами их называли в русских сказках? /Василиса Прекрасная; Варвара-краса, длинная коса; Марья-искусница; Елена Премудрая; Марьюшка - Ягодка лесная, рукодельница/. Наша красавица собралась идти на ярмарку. Раньше была такая традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую нарядную, самую красивую одежду. Что это за одежда? /Сорочка, сарафан, душегрея, епанишка; кокошник, платок/. Когда девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались её красотой и говорили: “А идёт-то, а идёт, как лебёдушка плывёт; говорит, то говорит, словно реченька журчит. Или ещё так говорили: “Как красива, величала, выступает будто пава!” /Воспитатель предлагает девочкам показать, как ходить павой/.

Воспитатель: “Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде девушки? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определённый смысл, значение. Например, знак солнца.... Девочки выберите, пожалуйста, карточки с этим символом и покажите всем. Что солнце дарит людям? /Тепло, свет, плодородие/. /Поэтому и сам этот знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

На что похож этот знак? /На волны, на реку, на ручеёк/. Это знак воды. Ручеёк журчит и веселит нас, несёт радость, веселье. Другой знак - засеянное поле.

Мальчики, выберите и покажите всем, пожалуйста, карточки с этим знаком. Он приносит счастье, достаток в дом, богатство. Вспомните и назовите, символы на других карточках. /Дети показывают и называют: знак огня; символ земли, пропитанной водой; знаки небосвода с водой; символы семян, цветов, проросшей почки; знак земли и воды/. Узор в орнаменте мог быть вышит однотонными или цветными нитями. И это не просто так. Каждый цвет в одежде обозначает что-то своё: красный - благополучие, любовь, красоту; жёлтый - тепло и ласку; синий - радость; зелёный - мир; чёрный - богатство.

А знаете ли вы, для чего вышивали символы? (Они оберегали человека). Поэтому их называют оберегами. В зимнее время года одежду праздничную шили, украшали вышивкой, а весной юноши и девушки наряжались и выходили погулять: песни пели, хороводы водили, в игры играли. Давайте и мы с вами немного поиграем.

Воспитатель: “Журавли летят - весну на крыльях несут!”

Дети за ведущим ребёнком идут по кругу, выполняя движения и говоря слова чистоговорки:

“Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
“Где же лучшая земля?”
Отвечал он, пролетая:
“Лучше нет родного края!”

Воспитатель: “Сегодня мы с вами будем украшать одежду старинным русским орнаментом. Свою работу с символами-пожеланиями вы сможете потом подарить своим друзьям. Рисовать - “вышивать будем фломастерами. Не торопитесь, обереги - знаки прорисовывайте чётко, аккуратно, чтобы друзья легко могли прочитать в орнаменте ваше пожелание. Работать будем под музыку. Когда музыка закончится, то вы принесёте свои работы на выставку. Приступайте к составлению узора”. Воспитатель включает музыку. В конце занятия воспитатель предлагает каждому ребёнку рассказать, что он пожелал своим друзьям через орнамент.

«Дидактический вернисаж»

Лучшее дидактическое пособие для формирования, закрепления и обобщения знаний.

Педагог дополнительного образования Михеева Ольга Александровна.

Возраст обучающихся (6-8лет)

Пояснительная записка

Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. То, что привычное даже не замечается взрослым в быту, может стать настоящим открытием для него. Все дети изначально талантливы, поэтому взрослым очень важно заметить, почувствовать эти таланты и способности в ребёнке, предоставить возможность как можно раньше проявить их на практике, в реальной жизни.

Изобразительное искусство - это целая наука со своими законами и техническими приёмами, которые нужно изучать. Это особый язык, на котором нужно учиться говорить с помощью цвета, формы, линии, фактуры, движения, других средств выражения. Но как объяснить ребенку язык изображения в простой форме? Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребёнку те необходимые знания, которые нужны ему для полноценного развития, для того, чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идей и фантазии.

Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так, чтобы он его запомнил. И здесь на помощь приходят игровые технологии. Это даёт возможность укрепить мотивацию на изучение предмета, поддерживая интерес увлечённость процессом, вызывая положительные эмоции, т.е. создавая благоприятный эмоциональный настрой занятия, что позволяет увидеть индивидуальность детей. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величина, форма, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи

После проведения мониторинга выявилось, что у детей недостаточно знаний по разделу художественно-эстетическое развитие. Учитывая эти требования, при разработке дидактического пособия «Юные художники» была поставлена следующая цель: Формировать у детей художественно - эстетическое восприятие.

Основная задача дидактического пособия - знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, народное и декоративно-прикладное искусство): дать некоторые сведения о промысле, его содержании, средствах выразительности, показать принципы отбора видов, предметов. В процессе игры у детей развивается фантазия, воображение, эстетическое восприятие.

Дидактическое пособие «Юные художники»

Задачи:

Формировать у детей знания о разных видах искусства (живопись, народное, декоративно-прикладное искусство)

Воспитание эмоционально-эстетических чувств;

Развитие художественного восприятия произведения искусства;

Формирование навыков и умений собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности (техника деятельности, пространственные ориентировки, представления некоторых основных средствах изобразительного языка.

Данное пособие может использоваться в образовательной деятельности в процессе объяснения материала, в играх, в самостоятельной деятельности детей, в качестве наглядного материала на занятиях по ознакомлению с народным искусством по декоративному рисованию, лепке и аппликации.

С пособием «Юные художники» можно придумать много занимательных игр и упражнений, если включить фантазию.

Пособие «Юные художники» включает в себя несколько самостоятельных дидактических игр:

Дидактическая игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.

Дидактическая игра «Вернисаж»

Задачи:

Формировать у детей представления о жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж); о средствах выразительности, их видах.

Обогащать словарь детей эмоционально - эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи.

Развивать внимание, наблюдательность, любознательность.

Дидактическая игра «Маленький экскурсовод»

Задачи:

Развивать у детей связную монологическую речь.

Учить составлять описательные рассказы по картинам.

Формирование эстетических чувств и оценок.

Дидактическая игра «Составь целое»

Задачи:

Учить детей ориентироваться в некоторых средствах выразительности: рисунок, передающий с помощью линий, штрихов движений, позу жестов, мимику героя, цвет как средство передачи эмоционального состояния

Уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (горизонтально, вертикально), строить планы (небо, земля, близко, далеко).

Воспитывать у детей аккуратность при выполнении работы, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.


Дидактическая игра «Найди лишнее»

Задачи:

Закреплять знания детей о жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж).

Развивать внимательность, наблюдательность.

Воспитывать у детей интерес к играм.

Дидактическая игра «Составь хохломской узор»

Задачи:

Учить детей составлять хохломские узоры способом аппликации.

Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики», «капельки», «криуль».)

Поддерживать интерес к хохломскому промысл


Дидактическая игра «Дымковские игрушки»

Задачи:

1. Закреплять умение детей составлять узоры, узнавать элементы росписи.

2. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.


Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»

Задачи:

1.Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации.

2.Поддерживать интерес к гжельскому промыслу.

3.Воспитывать любовь к прекрасному.


«Кони расписные»

При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру.
Цель : закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

"Придумай портрет"

Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.

Ход игры:

Педагог предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.

"Подводный мир"

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры:

Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

«Собери пейзаж»

На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры : формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.