Блоки Дьенеша. Игры и занятия на развитие логики, альбомы с заданиями

Ответственные родители придумывают для своего малыша интересные задания, используя многочисленные дидактические пособия – как покупные, так и изготовленные своими руками. К числу фаворитов, помогающих не только весело провести время, но и улучшить математические навыки и развить логику, относятся игры для детей с блоками Дьенеша. Они могут смело использоваться в работе с дошкольниками от 2 лет и младшими школьниками (до 10 лет).

Цель, задачи методики

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур, направленный на развитие логики малышей. Дополнением набора являются карточки, на которых в схематичной форме представлены свойства, а также отрицание свойств.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны:

  • развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов;
  • улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам;
  • развитие фантазии и творческого начала у детей.

Занятия формируют у малышей настойчивость, стремление решить поставленную задачу, помогут приобрести веру в свои силы, стремление мыслить, принимать решения, догадываться.

История создания

Замечательное пособие для развития математических навыков, мышления и воображения появилось благодаря трудам венгерского исследователя, педагога и математика Золтана Дьенеша, который поставил своей целью сделать постижение точной науки максимально увлекательным для детей. Основной принцип методики звучит так: обучение должно проводиться не в скучной форме, когда ребенку приходится внимательно слушать пояснения, а после – повторять за учителем, а в процессе увлекательной игры, дающей старт развитию умения мыслить самостоятельно и проявлять фантазию.

Дьенеш изучал специфику протекания познавательных процессов у дошкольников и выявил закономерность – дети хорошо осваивают числа и простейшие арифметические действия, но очень слабо понимают абстрактные категории. Малыши пытаются найти ответ, используя готовый шаблон, что получается отнюдь не всегда. Поэтому педагог и придумал такое пособие, в котором знакомство со сложнейшими понятиями происходит в наглядном виде.

В простой и понятной форме, получая удовольствие, маленький ребенок знакомится с абстрактными категориями и понятиями, что очень пригодится ему и в школе, и в дальнейшей жизни.

Сейчас подобрать для своего малыша, вне зависимости от его возраста, подходящую игру не составит труда. Можно приобрести один из альбомов, занятия с которыми будут очень интересны для дошкольников (это альбом для самых маленьких – детей 2-3 лет, «Давайте поиграем», «Лепим нелепицы» и так далее).

Лучший возраст

Заниматься с блоками Дьенеша могут дети разных возрастных групп.

  • Самые маленькие – от 2 лет – могут использовать элементы набора как замещающие предметы и играть в простейшие увлекательные игры (например, «Покорми животных»).
  • Средняя дошкольная группа. При помощи цветных фигурок ребята могут выстраивать различные картинки, пользуясь готовыми схемами или же подключая собственную фантазию.
  • Старшая дошкольная группа. Блоки становятся отличным способом улучшить математические навыки, научиться считать, получить важнейшие представления о том, что такое «больше» и «меньше».
  • Начальная школа. Многочисленные занятия с блоками Дьенеша позволят в увлекательной нескучной форме проработать моменты, с которыми не удалось разобраться на уроках, а также закрепить свои знания, улучшить способность мыслить логически.

Для каждого возраста разработаны свои упражнения, которые будут интересны и доступны детям. Родители могут воспользоваться уже готовыми вариантами из картотеки или же придумать что-то свое.

Положительное воздействие

Рассмотрим, на какие сферы в развитии ребенка влияет использование данного дидактического пособия. Их несколько:

  • память;
  • мышление;
  • воображение;
  • умение мыслить логически;
  • внимание;
  • аналитические способности;
  • настойчивость, желание справиться с поставленной целью самостоятельно.

Регулярное обращение к блокам Дьенеша способствует также развитию речи. В активный словарь ребенка постепенно начинают входить абстрактные слова, прилагательные, обозначающие цвета, размеры, формы. Реплики малыша становятся более сложными, он начинает приводить доказательства своей мысли, поскольку научился мыслить логически.

Таковы полезные свойства использования блоков Дьенеша. Однако следует отметить и некоторую однобокость методики, которая направлена на развитие в первую очередь математических способностей малыша. Поэтому родителям следует придумать, какие еще пособия они будут задействовать.

Как использовать блоки?

В набор, предназначенный для дидактической игры, входят не только сами блоки (48 геометрических фигур), но и альбомы, и описание игр, которые могут использоваться в организации занятия с детьми.

Сами фигуры различаются по нескольким параметрам, одинаковых элементов нет:

  • есть несколько цветов: желтый, красный, синий;
  • по форме блоки представляют собой – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник;
  • размеры также различны, элементы могут быть как большими, так и маленькими.
  • толщина: тонкие и толстые.

Дидактические игры с блоками Дьенеша отличаются разнообразием, и использование той или иной из них зависит от возраста и способностей конкретного ребенка. Причем современные педагоги советуют обращать внимание именно на развитие малыша: некоторые дети могут приступить к овладению новыми знаниями гораздо раньше (или позднее) сверстников, но ничего противоестественного в этом нет.

Создатель методики предложил опираться на несколько этапов работы с пособием.

  1. Свободная игра. Здесь нет каких-либо установленных правил, ребенок сам их придумывает. Таким образом происходит первое знакомство с миром математических фигур.
  2. Игра по правилам. Родители объясняют, что нужно делать, задача ребенка – повторить. Например, «повтори узор» – малыш должен сложить из фигурок набора представленный на рисунке готовый вариант.
  3. Математические игры.
  4. Знакомство с числами.
  5. Использование блоков Дьенеша для выполнения первых арифметических действий.

Переход на новый этап должен быть постепенным, происходить в тот период, когда ребенок к нему готов.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.

Чтобы постепенно усложнять задачу, стоящую перед крохой, на первых этапах можно разрешить ему пользоваться схемой с готовыми вариантами, а после – предложить пофантазировать или попробовать вспомнить. И то, и другое будет полезно для получения важнейших навыков.


Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Занятия в среднем дошкольном возрасте

В 4-5 лет можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.

«Магазин»

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

Постепенно критерии выбора могут усложняться – например, мишка будет стоить не просто треугольник, а именно красный большой или два маленьких – синий и желтый.

Играть в «Магазин» можно с несколькими детьми, так им будет гораздо интереснее.

«Что изменилось?»

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме.

Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры.

  1. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место.
  2. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.

Постепенно можно усложнять задание, поменяв местами несколько блоков или включая в последовательность сразу 2-3 новые фигуры.

«Второй ряд»

Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора.

  1. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его.
  2. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.

Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

«Заселяем в домик»

Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

Задания для старшей дошкольной группы (5-6 лет)

«Украсим елку»

Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить.

Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.

Занятия с областями

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи».

Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.

Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

Цепочка усложненная

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак:

  1. первым кладется желтый круг;
  2. второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат.

Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

  1. желтый круг – первая фигура;
  2. вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.
  3. третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше.

Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.

Прежде чем предлагать ребенку такое задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.

Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.

Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "


Материал:
"Эскизы картин" - листы большого цветного картона
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
набор блоков
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)



Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.



Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи : Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра « На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

    Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

    Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

    Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

    Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:

    Упражнять детей в группировке геометрических фигур

    Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

У Буратино оказались все синие квадраты

Чтобы Карандашу достались все желтые

Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Этажи»

Программные задачи : Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал : Набор блоков.

Ход игры:

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра - Сказка «В царстве блоков»


Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Дидактическая игра «Космический корабль»
Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Игра «Украсим елку бусами»


Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Дидактическая игра «Найди меня»


Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Совсем недавно наша семья познакомилась с замечательным учебно-игровым пособием — логическими блоками Дьенеша . Игра превзошла все наши самые смелые ожидания. Для меня и моей четырехлетней дочери Ани игра стала настоящим путеводителем в мир логики и математики.

Обычно вечером я часто говорю Ане:

— Давай поиграем в волшебника. Я загадываю фигуру, показываю чудо-карточки с ее свойствами, а ты отгадываешь.

— Давай. Только потом загадывать буду я. — отвечает Аня .

Так почему же логические блоки Дьенеша стали одной из самых любимых наших игр? Давайте разбираться.

Игра представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

  1. Формой — круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.
  2. Цветом — красные, желтые, синие.
  3. Размером — большие и маленькие.
  4. Толщиной — толстые и тонкие.

Основная цель игры — научить дошкольника решать логические задачки на разбиение по свойствам.

Вместе с игрой мы приобрели замечательный комплект пособий для игр с блоками Дьенеша. Пособия рассчитаны на возраст от 2 до 8 лет. Они оказывают неоценимую помощь при игре с ребенком, делают игру интересной, сюжетной и яркой.

Итак, начинаем игру.

Игры с блоками Дьенеша

Блоки Дьенеша для самых маленьких (младшая группа)

Игра 1. Рассматриваем и запоминаем основные геометрические фигуры. Строим из фигур сказочных персонажей.

Конечно же, можно просто показать фигуру и сказать: «Смотри, Аня, это круг, а это квадрат…». Но запоминание такой информации будет сложным и неинтересным для ребенка. Как сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным, как превратить обучение в игру? На помощь приходят пособия для игр с блоками Дьенеша для самых маленьких.

В них ребенку предлагается выложить из геометрических фигур какого-нибудь сказочного персонажа. По сути — провести настоящую игру.

— Аня, ты только посмотри, кто к нам идет. По извилистой тропинке возвращался еж домой. Нес поклажу он на спинке и довольный, и смешной. Ой, посмотри какие на спинке у него колючки. На какую фигуру они похожи?

— Они похожи на треугольники — отвечает Аня.

— Молодец! Колючки как настоящие треугольники. Давай сделаем ежику настоящие колючки, острые-острые. Возьмем наши треугольники и положим их вместо колючек. Только будем внимательными. У ежика есть большие и маленькие колючки, мы с тобой возьмем большие и маленькие треугольники.

— Здорово получилось!

Или вот такая история…

— Аня, посмотри, какая милая ворона с вороненком к нам сегодня прилетели. Каррр! — кричит ворона, — каррр! Улетаю на базаррр! Воронята, не деритесь! И меня в гнезде дождитесь!

— Аня, а давай мы сегодня с тобой отгадаем веселые загадки? Слушай внимательно. Первый мой вопрос простой: что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары. Догадались? Это… (фары).

Это самые простые игры с логическими блоками Дьенеша. Играть в них можно уже с двух лет.

Для игр такого типа мне пригодились следующие пособия:

  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики»
  • Блоки Дьенеша для малышей «Маленькие логики 2»
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года)
  • Блоки Дьенеша для самых маленьких 2 (2-4 года)

Сначала мы очень долго играли в игры такого типа с Аней. Блоки Дьенеша, конечно же, были незаменимыми помощниками в каждой игре. С помощью этих игр Аня отлично выучила все фигуры, полюбила их, научилась их распознавать.

Игры с блоками Дьенеша для средней группы

Игра 2. Отгадываем геометрические фигуры с помощью знаков-символов. «Расколдовываем» сказочных персонажей.

Потом мы стали играть в более сложные и серьезные игры с логическими блоками Дьенеша. От этих игр я в полном восторге! Это игры, позволяющие развивать логическое мышление ребенка.

Итак, мы стали постепенно вводить в игру знаки-символы, с помощью которых можно отгадать геометрические фигуры.


Со всеми знаками-символами Аня познакомилась достаточно быстро. Но процесс был постепенным.

Знаки-символы можно вырезать из пособия «Демонстрационный материал (для детей 2-7 лет)» или сделать самостоятельно.

Теперь Ане необходимо было не просто положить фигуру на альбом, а с помощью знаков-символов расшифровать спрятанную фигуру.

— Аня, ты только посмотри, злой волшебник заколдовал крокодила. Нам надо помочь бедняге. Волшебник оставил для нас хитрые подсказки.

Игра 3. Ищем спрятанный клад.

Для игр такого типа мне пригодились пособия:

  • «Лепим нелепицы. Серия Блоки Дьенеша с 4-х лет»

Когда Аня отгадала и построила всех сказочных персонажей, мы придумали новую игру — «Найди спрятанный клад». Я выкладываю фигуры в ряд. Под одну из фигур прячу наклейку. Далее показываю Ане знаки-символы. С помощью этих знаков Аня отгадывает фигуру, поднимает ее и находит спрятанную наклейку. Восторгу нет предела!

Игры с Блоками Дьенеша для старшей группы

Игра 4. Поиск затонувшего клада.

Моей старшей дочери Маше 7 лет. Она учится в первом классе. Но и для нее логические блоки Дьенеша — отличная игра, развивающая логическое мышление и даже основы математики.

Для игры с Марией я приобрела пособие «Поиск затонувшего клада». В нем предлагается сначала решить математические примеры, а затем с помощью полученных ответов расшифровать спрятанные фигуры по знакам-символам.

Также для детей старшего возраста можно использовать пособия:

  • «Спасатели приходят на помощь. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Поиск затонувшего клада. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»
  • «Праздник в стране Блоков. Серия Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет)»

Где купить игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»

А теперь самое интересное. Стоимость игрового пособия «Логические блоки Дьенеша» совсем не высока — примерно от 300 до 600 рублей (в зависимости от магазина).

Вот несколько ссылок на интернет-магазины, где можно купить это игровое пособие:

Игровое пособие «Логические блоки Дьенеша» — замечательная игра. Если у вас в семье есть ребенок, которому от 2 до 8 лет, то смело приобретайте ее. Карточки (знаки-символы) можно сделать самим. В инструкции к игре вы найдете много полезных и увлекательных игр.

Огромное спасибо компании ООО «Корвет» (г. Санкт-Петербург, официальный сайт www.corvet-igra.ru) за замечательное игровое пособие!

Ольга Рыболовлева

Уникальное пособие Логические блоки Дьенеша (Корвет) создано для обучения детей основам математики и логики в занимательной форме. Автор методики – венгерский ученый Золтан Дьенеш, теоретик и практик так называемой «новой математики». Ее правила гласят, что никакие учебники со скучными примерами и задачами так хорошо не научат ребенка считать, как это сделает игра!

Логические блоки Дьенеша, комплектация:

48 объемных геометрических фигур, которые различаются по 4 признакам :

  • цвет (красный, синий, желтый)
  • форма (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
  • размер (большие и маленькие)
  • толщина (толстые и тонкие)

Таким образом, каждая фигура характеризуется своими индивидуальными свойствами, и в наборе нет даже двух одинаковых фигур.

Основная цель использования Логических блоков Дьенеша

Она состоит в том, чтобы научить дошкольников (детей от 3 до 7 лет) решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам. Помимо этого материал, состоящий из 48 различающихся фигур, поможет ребенку развить речь, мышление и математические представления. Играя в интеллектуальные игры с блоками, дети в дальнейшем смогут успешно овладеть математикой и информатикой. Игры и упражнения универсальны: вы можете предложить их детям на занятиях и в свободные часы, в детском саду и дома.

Игры с Логическими блоками Дьенеша

Начинать играть с ребенком можно уже в младшем дошкольном возрасте. В 2-3 года подойдут простые игры и упражнения на сортировку элементов по форме, цвету, размеру, толщине, цель которой – освоение свойств, слов «такой же», «не такой». Например, предложите ребенку выбрать все красные элементы. Или все круглые. Или пойдите от противного: предложите выбрать НЕ такую, как эти. Можно попросить ребенка найти фигуры, такие же по цвету, но иной формы, размера или цвета.

Во время занятий вам, как всегда, поможет сказка и любимые детские игрушки. Возьмите мишку, куклу, зайца и попросите малыша распределить между ними пирожные, чтобы у мишки были все красные, у зайца – все большие, а у куклы – все тонкие. Свойства можно каждый раз менять. Обращайте внимание ребенка, что некоторые фигуры подойдут не одному, а сразу нескольким «гостям».

С помощью блоков можно также развивать конструктивные способности ребенка, строя из предложенных элементов схематичные изображения знакомых ему с детства предметов и игрушке - зайчика, мишки, человечка, машинки, ракеты и т.д.

Постепенно задания можно усложнять. Попробуйте вместе с ребенком построить цепочку, чтобы две соседние фигуры различались по каким-либо заранее заданным качествам, например, были другого размера или формы, одинаковые по форме, но разные по цвету (толщине) и так далее. Ребенок постепенно научится оперировать не только имеющимися свойствами, но и их отсутствием (не-красный, не-круглый), а потом и несколькими свойствами сразу, вплотную подойдя к понятию множества.

Последнее ребенку поможет освоить игра с обручами . Положите на пол обруч и попросите малыша положить туда, например, все красные фигуры, оставив снаружи все остальные: «Какие блоки внутри? – Красные. – А снаружи? – Некрасные». Когда ребенок с легкостью будет справляться с любой разновидностью подобного задания, положите на пол два пересекающихся обруча и попросите перенести внутрь одного все круглые блоки, а внутрь другого - все красные. На первом этапе появится затруднение, куда положить круглые красные блоки. Их место – в пересекающейся зоне обоих обручей.

Чтобы разнообразить занятия с Логическими блоками Дьенеша, можно приобрести специальные альбомы с игровыми заданиями. Изучайте математику с удовольствием!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логические блоки Дьенеша –

универсальный дидактический материал.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие игры. Наиболее эффективным пособием являются Логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Золтан Дьенеш - венгерский теоретик и практик так называемой "новой математики" ("new mathematics"). Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя.

Золтан Дьенеш создал теорию шести стадий изучения математики.

На первой стадии большинство людей, встречаясь с незнакомой задачей, прибегают к методу проб и ошибок. Они просто пытаются делать что-нибудь. То есть какому-то систематическому перебору вариантов, обязательно предшествуют хаотические попытки решить задачу. Это стадия свободной игры , по мнению Дьенеша, - необходимое начало обучения. Так будущий ученик знакомится с ситуацией, которую ему предстоит разрешить.

После свободных экспериментов в попытках появляется какая-то повторяемость, " правила игры ". Это символизирует переход на вторую стадию . Как только становится понятно, что интересные занятия можно превратить в игру с помощью правил, человек делает большой шаг к созданию игры. У каждой игры есть правила, которые нужно изучить, прежде чем пройти от начала до конца. Изучение правил - важнейший обучающий трюк. Дети хотят поиграть, но без правил сделать это невозможно. В правилах - то и закодировала "математическая", самая сложная часть обучения. Та информация, которую учитель хочет донести до учеников непременно.

Третья стадия - стадия сравнения . Как только мы с детьми сыграли в пару математических игр, наступает момент обсуждения, сравнения игр друг с другом. Обязательно надо учить детей играть в игры со сходной структурой правил, но разным материалом, обыгрывая одну и ту же задачу то на кубиках, то на пуговицах, то в вырезании снежинок, или игре в "классики". "Сердцевина" таких игр будет в таком случае очевидна, играющие со временем поймут, что то, чем и как играем в конечном итоге не так важно. Гораздо важнее, что у занималок похожая структура. Понимание это - непременный шаг на пути к понимаю абстракций.

На четвертой - репрезентативной стадии ученик понимает абстрактное содержание чисел в разных играх, тут как нельзя кстати приходятся разного рода диаграммы и таблицы , помогающие понять то общее, что есть в играх. Можно нарисовать карту каждой игры.

Пятую стадию Золтан Дьенеш называет символической . На ней ребенок приходит к открытию, что две или несколько серии шагов приводят к одному результату. Чтобы описать карту игры, нужен специальный язык, как правило, это символы. Пытаясь экспериментировать с этим языком, можно создавать новые символические системы.

И, наконец , шестая стадия формализации длится дольше всех. На этом этапе можно предложить несколько вариантов описания карты, определить определенные правила, которые позволят сделать подобные выводы. В этом случае, мы делаем первые шаги к пониманию того, что первые описания могут быть АКСИОМАМИ, а другие - выводы к которым мы пришли, - ТЕОРЕМАМИ, и как, собственно, переходить от аксиом к теоремам .

Именно игры с логическими блоками позволяют пройти все шесть вышеперечисленных стадий. Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Все фигуры в наборе разные. Логические блоки представляют собой эталоны форм и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

В современной практике работы с детьми в детском саду и начальной школе находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. За каждым из этих видов закрепилось свое название. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной – логическими фигурами. Маленьких детей больше привлекают логические блоки, так как они обеспечивают выполнение более разнообразных предметных действий.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др .) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными, как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования. А так же логические операции: "не", "и", "или" . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме . С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала учатся выявлять и абстрагировать одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями сравнивать, классифицировать, анализировать и т.д. по двум свойствам, позже по трем, четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении легко менять степень сложности с учетом возможностей

детей. Например: несколько детей строят дорожки от избушки Бабы Яги, чтобы помочь Машеньке убежать домой. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой - чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету

(два свойства) и т.д.

В играх можно пользоваться плоскими логическими фигурами, но их развивающие возможности несколько уже. Они позволяют оперировать сразу не более чем тремя свойствами.

Очень важны карточки с отрицанием свойств: не синий, не желтый, не круглый и т.д. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, толщине или величине предметов, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию. Выкладывая карточки, которые рассказывают о свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому.

А корточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал: игрушки, обручи, веревочки и пр.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть.

Можно выделить четыре группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства

Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам.

Для развития действий классификации и обобщения,

Для развития способностей к логическим действиям и операциям.

Все игры, за исключением четвертой группы, не адресуются какому-либо конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то значительно раньше достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии. Поэтому, прежде, чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.

Сделать это несложно. Ориентируясь на примерный уровень развития ребенка, предложите ему одну - две игры. Если он не справился с заданием, предложите более простые и так до тех пор, пока ребенок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение будет той ступенькой, от которой следует начинать движение вперед.

Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, предложите ему игры следующей группы сложности. Но делать это можно только в том случае. если ребенок "вырос" из предыдущих, т.е. когда они для ребенка не составляют для труда. Если передержать ребенка на определенной ступени или преждевременно дать более сложные задания, интерес к занятиям исчезнет.

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Мыслительные умения, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того, что бы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра содержит несколько игровых и практических задач. Например: проложить дорожки между домиками Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа, смастерить новогоднюю гирлянду, построить мост через речку, помочь Буратино найти только красные фигуры (конфетки, печенюшки…), положи для бабушки Красной Шапочки в корзинку только большие пирожки и т.д.

Надо всегда помнить, что интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если помнить, что взрослый должен быть равноправным участником игр. Ни в коем случае не спешите указывать детям на их ошибки. Дайте ребенку время подумать и найти правильное решение.

Прежде, чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно познакомится с блоками: рассмотрит их, обследует, использует по своему усмотрению в разных видах деятельности. Заострять внимание ребенка на термине «блок» не имеет смысла, проще пользоваться словом «фигура».

Затем начинаются игры на преобразование, группируют и классифицируют блоки. В играх на группирование дети разбивают множества по какому-либо одному признаку (по размеру или толщине и т.д.) на группы.

Постепенно усложняя задачи, надо дойти до игр на группирование по наличию/отсутствию трех-четырех свойств.

Примерные логические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

1. Давайте познакомимся!

В гости к детям пришли блоки и называют свои «имена» (свойства). (Не подходит для знакомства с младшими дошкольниками, т.к. вызовет затруднения)

2.Что изменилось?

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

3. Волшебный мешочек.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

4. Что лишнее?

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине). Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

5. Найди такие же (не такие).

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

6.Игра с кругом. Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

7.Покажи «не». Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

8. Строим дорожки и цепочки.

Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Выкладываем дорожку по заданным условиям

(по схеме).

9. Найди пару. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

10. Найди клад.

Выкладываем перед ребенком несколько блоков и незаметно под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, маленькую картинку). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под желтым блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под синим блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку или мешочек одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

11.Посели жильцов в домики

Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

12.Домино.

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

13.Составь картинку.

Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

14.Уберем кубики.

Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

15. Группы.

Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

16. Угости игрушку . Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п. «Например: медвежонок любит синие печенюшки (кусочки колбаски…), а зайчик красные. Положи медвежонку печенье в красную тарелочку, а зайке в желтую.

17.Домики. Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Варианты: Поселите жильцов(например: инопланетян, которые прилетели на ракете) в домики, которые построили: Пятачок, Лиса и Заяц и т.д.

18.«Найди домик для игрушки». У дорожек, ведущих к домикам, лежат кодовые карточки с обозначением свойств (н-р: большой - маленький). Можно использовать готовые схемы разного уровня сложности. Дети расселяют блоки в соответствии с заданными свойствами.

Варианты игры: группирование по цвету, по толщине, форме.

Далее можно вводить игры на группирование по одному признаку с отрицанием. Лучше начинать с альтернативных свойств: большой-маленький (большой – не большой), толстый-тонкий (толстый – не толстый).

По аналогии можно организовать игру «Поставь машины в гаражи», «Отвези грузы на стройку» и т.д., добавив заданные условия для определенных машин, грузов.

19.Угадай-ка. Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

20.Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям . Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру. (Кубики есть в наборе «Давайте поиграем»)

Сейчас издается достаточное количество иллюстрированных пособий на разный возраст для игр с блоками Дьенеша, которые помогут воспитателям и родителям организовать и разнообразить игровой процесс.

Родителям следует помнить, что если у Вашего ребенка что-то не получается или он не понял задания, ни в коем случае нельзя ругать ребенка, сердиться на него. Тогда занятия принесут больше вреда, чем пользы!

Не относитесь к игре с ребенком, как к тяжелой обязанности! Пусть лучше игра будет короче, но принесет радость открытий вам и вашему ребенку. Игра должна быть желанной «конфетой» для малыша. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте разных детей. Сравнивать можно только успехи своего ребенка. Будьте доброжелательны и терпеливы. И тогда ребенок сам попросит: «Давайте поиграем!»