Игра "великолепная семерка". Внеклассные мероприятия по математике

Сценарий проведения интеллектуальной игры

«Великолепная семерка».
Участники: Команды 5-х классов

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на интеллектуальной игре «Великолепная семерка». В нашей игре принимают участие 2 команды по 7 человек. Давайте поприветствуем их! Победу одержит команда, набравшая наибольшее количество баллов. Я желаю удачи обеим командам.

И настало время познакомиться с правилами игры. Всего – 4 тура


  1. «Калейдоскоп». 20 вопросов из разных областей знаний, обозначенных разными цветами.

  2. «Четвертый лишний ». 10 логических цепочек, в которых одно слово лишнее.

  3. «Эрудит-аукцион» . 24 вопроса разбитых на 5 категорий знаний разного уровня сложности + 1 вопрос «Чёрного ящика».

  4. «Блеф-турнир» . Это утверждения с которыми, вы можете согласиться или нет

Итак, мы переходим к первому туру.

Наш первый тур называется «Калейдоскоп».

Красный: Языкознание

Желтый: Человек

Зеленый: Животные и растения

Фиолетовый: Знаменитости

Синий: Вокруг света

Вам нужно постараться запомнить, каким цветом обозначена каждая категория, поскольку вы будете выбирать ячейки с вопросами, обозначенными разными темами и соответственно разными цветами. Обратите внимание, что с уже открытых ячеек цифры будут исчезать, поэтому отвеченные вопросы будут видны. Всего 20 вопросов. Команды будут отвечать на вопросы поочередно. Соответственно каждая команда ответит на 10 вопросов.Каждый вопрос содержит 4 варианта ответа. Время на обдумывание – 5 секунд. Окончательный ответ даёт капитан.

За правильный ответ команда получает 3 балла.


1 .Склонность человека к определённым видам деятельности, занятиям, профессии - это:

А) характер;

Б) темперамент;

В) способность;

Г) лидерство.


2 . Кульман – это:

А) название чертежного прибора;

Б) имя выдающегося ученого;

В) название растения;

Г) единица измерения


3 . К сумчатым млекопитающим относится:

А) коала;

Б) утконос;

В) ехидна;

Г) крот


4. Прозвище Долгорукий носил князь:

Б) Юрий

В) Андрей;

Г. Святослав;


5 . Место, откуда река берет начало, называется:

Б) приток;

Г) исток.


6. Какое из слов не может обозначать отсылку к прошлому?

А) прежде;

Б) раньше;

В) впредь.

Г) встарь;


7. Кто из этих людей сталодной из первых звёзд рок-н-ролла:

А) Элвис Пресли;

Б) Ференц Лист;

В) Марчелло Мастроянни;

Г) Луи Армстронг


8.Какой народ согласно шутливой поговорке рождается с лыжами на ногах?

А) испанцы;

Б) норвежцы;

В) китайцы;

Г) мексиканцы


9. Как почтительно обращаются к мужчине в Польше?

А) пан.;

В) синьор;

Г) мсье


10. В каком слове пишется буква Щ?

А) подска…ик;

Б) разно…ик;

В) объез…ик

Г) сы…ик;.


11.Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

А) Тадж-Махал

Б); Стоунхендж;

В) Фудзияма;

Г) Акрополь.


12.Конвенция о правах ребёнка провозглашает право ребёнка свободно выражать своё мнение:

А) только в семье;

Б) только среди своих сверстников;

В) во всех сферах жизни и деятельности.

Г) только в образовательном учреждении;


13. Кем по национальности был создатель легендарного салата «Оливье»?

Б) англичанин;

В); русский.

Г) француз


14. Какой из этих плодов растёт в земле?

б)Ананас


15. Каким изобретением знаменит Александр Грейам Белл?

а) изобрел фотоапарат

б) изобрел кухонный комбайн

в) изобрел электронную почту

Г) Изобрел телефон


16. На каком языке говорили древние римляне?

а)Древнегреческий б)Итальянский в )Латинский г) Английский


17. У жаб зубы:

А) имеются только на верхней челюсти;

Б) отсутствуют;

В) имеются только на нижней челюсти;

Г) имеются на обеих челюстях.


18. Какие из этих гор самые низкие?

Б) Кавказ;

В) Жигули;

Г) Карпаты.


19. Какой из этих человеческих органов является парным

а) сердце

б) миндалина

в) селезенка

г) печень


20.Растение, которое является источником каучука, называется:

А) герань;

Б) гевея;

В) бамбук;

Г) кипарис.


А теперь настало время второго тура нашей игры под названием «Четвертый лишний». В этой категории 10 вопросов, состоящих из последовательности 4-х слов, одно из которых не подходит к остальным по какому-либо признаку, который вам предстоит определить. После озвучивания вопроса команды получают по 5секунд на обдумывание и только после звукового сигнала ОДНОВРЕМЕННО поднимают табличку с правильным ответом. Цена вопроса – 4 балла.

Четвертый лишний


  1. 1.Коломна, 2.Серпухов 3.Воскресенск 4.Волгоград

  2. 1.Чуковский 2.Михалков 3.Паустовский 4. Хармс

  3. 1.глинтвейн 2. Кефир 3.кумыс 4.йогурт

  4. 1.Шифон 2.оргалит 3. атлас 4.вельвет

  5. 1.Панда 2. Барибал 3.бурундук 4. Гризли

  6. 1.Кинжал 2.арбалет 3. шпага 4. сабля

  7. 1.кактус 2.верблюжья колючка 3.тысячелистник 4. репейник

  8. 1.божья коровка 2.короед 3.жужелица 4.скорпион

  9. 1.Холодный –горячий, 2.сильный – мягкий , 3.весёлый –грустный, 4.простой – сложный

  10. 1. Домодедово2.Пулково 3.Шереметево 4.Внуково
А мы переходим к третьему туру нашей игры – «Эрудит-аукциону». Аукционом он назван не случайно. Команды будут поочередно отвечать на вопросы разной цены: от 1 до 5 баллов. Вопросы будут представлены в следующих областях знаний:

  1. История

  2. Спорт

  3. Обществознание

  4. Техника

  5. Искусство.
Обратите внимание на вопрос в правом нижнем углу. Это вопрос «Черного ящика», который будет разыгран после того, как будут отвечены все вопросы аукциона и отвечать на него будут обе команды.

А мы начинаем разгадывание вопросов и право выбора на этот раз мы предоставим команде № 2.


1

2

3

4

5

История

Какое животное в Древнем Египте почиталось как священное и считалось хранителем домашнего очага? (кошка)

Назовите точную дату первого полета человека в космос?

Фото. Назовите это знаменитое древнее сооружение и город, в котором оно находится? (Колизеей, Рим)

Какие древнегреческие богини были покровительницами искусств? (музы)

Как сейчас называется сооружение в центре города, которое древние славяне называли кром или детинец? (кремль)

Спорт

Как часто проводятся Олимпийские игры? (раз в 4 года)

Какая страна является родиной футбола (Англия)

В каком виде спорта используется мяч овальной формы? (регби)

В каком виде спорта используются термины сальхоф, тулуп, лутц,? (фигурное катание)

Назовите имя спортсмена и вид спорта, в котором он прославился (алексейнемов)

Обществознание

Какая птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)

Назовите самую многочисленную нацию на планете. (китайцы)

Традиционным блюдом какой страны является соус бешамель (Франция)

Как называется форма правления, при которой власть находится в руках одного человека и передаётся по наследству? (монархия)

Кто на фото? (Папа римский Франциск)

Техника

Какую снасть использовал старик в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина? (невод)

Как называется приспособление, использовавшееся в России для арифметических вычислений с XVII века? (счёты)

Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (барометр)

Первая космическая станция носила название… («Мир»)

Кто разработал систему знаков, которыми передаётся сигнал SOS? (Сэмюэл Морзе)

Искусство

Как называется искусство складывания фигурок из бумаги? (оригами)

Из какого кинофильма этот кадр? (Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона)

Какой музыкальные инструменты прозвучали? (балалайка и фортепиано)

Какую из этих картин написал не Виктор Васнецов? (АленушкаИван-царевич Богатыри

Царевна-лебедь)


Черный ящик

Внимание «Черный ящик». На вопрос «Черного ящика» отвечают 2 команды. Право ответа получает команда, капитан которой, поднимет руку первым. Команда которая попытается ответить до сигнала ведущего «Время» лишается права ответа

«Черный ящик»

В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало невероятно популярно. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)

А мы переходим к 4-му заключительному туру игры под названием «Блеф-турнир». Как вы помните, в отборочных играх на вопросы последнего тура отвечало по одному игроку от команды. Сейчас, в финале такая возможность представится каждому. Каждый участник команды будет тянуть листочек с вопросом, самостоятельно зачитывать его и отвечать Цена вопроса – 2 балла.

Блеф-турнир


  1. Веришь ли ты, что в настоящее время возраст получения избирательного права в России равен 20 годам? (Нет. Он равен 18 годам).

  2. Веришь ли ты, что человек может поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг.)

  3. Веришь ли ты, что 60 кг макулатуры сберегают одно дерево? (Да.)

  4. Веришь ли ты, что дрова, заготовленные зимой, горят лучше дров, заготовленных летом? (Да: дерево зимой «спит» и не всасывает влагу.)

  5. Веришь ли ты, что есть растения-хищники? (Да.)

  6. Веришь ли ты, что самолетный черный ящик на самом деле оранжевого цвета? (Да, чтоб его легче было искать)

  7. Веришь ли ты, что на каждого человека на Земле приходится по 2 насекомых? (Нет, по 2 миллиона насекомых)

  8. Веришь ли ты, что акулы могут жить до 100 лет? (Да)

  9. Веришь ли ты, что все планеты солнечной системы могли бы поместиться внутри планеты Юпитер. (Да)

  10. Веришь ли ты, что мозг неандертальца был чуть меньше нашего? (Нет.Он был больше мозга современного человека!)

  11. Веришь ли ты, что лист обычной бумаги размера А-4 можно сложить пополам не более 7 раз? (Да)

  12. Веришь ли ты, что жирафы по ночам отыскивают с помощью эха листья, которыми питаются? (Нет)

  13. Веришь ли ты, что рыбы и змеи спят с открытыми глазами? (Да.)

  14. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)
Церемония награждения

Я поздравляю победителей, но, наверное, все согласятся со мной, что обе наши команды были достойны победы. Как гласит старинная итальянская пословица «Человека познают в игре и в дороге» и наши команды показали себя достойными попутчиками. Мы надеемся на новые встречи с вами. Спасибо, за игру! До свидания!

Методическая разработка
Игра «Великолепная семёрка»
Учитель: Шешукова Татьяна Александровна
Игра предназначена для школьников 3­7 классов. Может быть использована
для проведения классного часа и как внеклассное мероприятие после уроков
или в летнем лагере отдыха.
В игре участвуют несколько команд, по 7 человек.
Для оценивания результатов игры формируется жюри.
Участники: ведущий, сказочные персонажи (Баба­Яга, капитан Врунгель,
Незнайка, почтальон Печкин), команды учащихся, жюри, болельщики.
Ведущий:
­Добрый вечер, друзья! Наша сегодняшняя программа называется
«Великолепная семёрка». Надеюсь, что она даст вам возможность хорошо
отдохнуть, проявить находчивость, ловкость и знания. В нашей игре
участвуют команды… (представление команд), а оценивать их игру будут
члены жюри (представляет членов жюри).
В центре внимания сегодня будет цифра «7». Вы, конечно, заметили
распространенность этого числа. «Семёрка у нас не сходит с языка. И мы в
этом сегодня убедимся».
Звучит веселая музыка. На сцене появляется Баба­Яга.
Баба­Яга:
­ Ой, куда это я попала? А сколько ребятишек здесь? Раз, два, три, четыре,
пять, шесть, семь…
Ведущий: (перебивает)
­ Здравствуй, Баба­Яга. А ведь ты верно начала считать. А попала ты на игру
«Великолепная семёрка». И соревнуясь, мы доказываем распространенность
цифры «7».
Баба­Яга:
­ У меня есть такое задание. Справитесь?
Ведущий: (обращаясь к детям)
­ Постараемся!
Баба­Яга проводит первый конкурс.
Баба­Яга:

­ Мой конкурс называется «Аукцион сказок». Вам предстоит вспомнить
названия сказок, в которых упоминается цифра «7». Сколько сказок успеете
записать за 5 минуточек, столько баллов и получите. Итак, время пошло.
­ А чтобы, болельщики не скучали, я приглашаю их в «Сказочное бюро
находок». Я прошу вас назвать сказочных героев, потерявших свои вещи:
1) Горошину (Принцесса)
2) Красную шапочку (Красная шапочка)
3) Санки (Кай)
4) Старое корыто (Старуха)
5) Туфельку (Золушка)
6) Зонтик (Оле­Лукойе)
7) Кремень­огниво (Солдат)
8) Бочонок меда (Винни­Пух)
9) Скорлупку грецкого ореха (Дюймовочка)
10) Музыкальный горшочек (Принц­свинопас)
­ Какие молодцы, какие хитрецы, все­то они читали, все­то они знают!
Прекрасно справились! А мне пора в свою сказку. До свидания!
Баба­Яга уходит. Звучит фонограмма песни «Веселый ветер».
Ведущий:
­ А наша игра продолжается.
Фонограмма песни из мультипликационного фильма «Приключения капитана
Врунгеля». Появляется Капитан Врунгель.
Капитан:
Есть в мире много разных стран, где якоря бросал я.
Друзья, я ­ Врунгель, капитан, и этим все сказал я.
Мне в правде отказать нельзя, и это каждый знает...
Порой не верится, друзья, и все­таки бывает.
­ Мой конкурс называется «Семь веселых нот».
Я вручаю командам карточки с текстами песен, которые вам хорошо
известны. Но в текстах пропущено по семь слов. Вам необходимо вставить
нужные слова и исполнить куплет этой песни.
(Пример карточки:

«Мимо белого … луны, мимо … яблока заката
Облака из неведомой … к нам спешат и опять … куда­то.
Облака ­ … лошадки, облака, что вы … без оглядки.
Не смотрите вы, пожалуйста …, а по небу прокатите нас, облака.)
Капитан обращается к болельщикам:
­ А пока наши команды выполняют задание, мы с вами попоем. Я буду
называть строчку из песни, а вам, необходимо ее продолжить пением.
1. Мы едем, едем, едем, в далекие края…
2. Медленно минуты уплывают в даль…
3. Вот оно какое наше лето…
4. Папа может, папа может…
5. Буквы разные писать…
Капитан:
­ Молодцы! Можно смело отправляться с вами в плавание, весело будет. А
что же наши команды? Справились с моим заданием? Давайте посмотрим.
Ведущий:
­ Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Капитан:
­ А я отправляюсь в очередное путешествие по океану. До свидания!
Ведущий:
­ До свидания!
Фонограмма музыки «Гимн Незнайки и его друзей». Вбегает Незнайка.
Незнайка ворчит:
Это всем давным­давно надо бы понять,
Что на свете все равно невозможно знать.
Правда, правда, невозможно, совершенно невозможно,
Абсолютно невозможно все на свете знать.
Наша игра продолжается. Итак, мы переходим к следующему конкурсу. И
называется он «Блиц». Вам будут предложены вопросы. Та команда, которая
быстрее даст правильный ответ, получает 1 балл.
Вопросы:
1. Единица исчисления времени, равная 7 дням (неделя).
2. Как называется седьмая симфония Дмитрия Шостаковича? (Героическая).

3. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество).
4. Ансамбль из7 голосов или инструментов (Септет).
5. Седьмая буква в слове «Электрификация» (и).
6. Автор сказки «Светик ­семицветик» (В. Катаев).
7. Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).
8. В средневековой школе было 7 предметов. Их называли «Семь свободных
искусств». Это: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия,
астрономия. Назовите седьмой предмет. (Музыка).
9. Какой праздник по народному календарю отмечают 7 апреля?
(Благовещенье).
Ведущий:
­ Молодцы! А наше уважаемое жюри подведет итоги этого конкурса.
Звучит фонограмма из М/Ф «Простоквашино». Входит Почтальон Печкин.
(Вид печальный, растерянный).
Печкин:
­ Здравствуйте! Помогите мне, ребята. У меня на почте случилась авария:
крыша потекла и все телеграммы промокли. А в телеграммах пословицы и
поговорки, в которых встречается цифра 7.
Ведущий:
­ Ну что, ребята, поможем Печкину? Тогда участвуем в конкурсе пословиц и
поговорок.
Печкин зачитывает пословицы и поговорки, пропуская часть текста,
участники команд дополняют ответом. Чья команда быстрее произнесет
правильный текст.
1. Семь раз отмерь … (один раз отрежь).
2. Семеро … не ждут (одного).
3. Семь бед – … (один ответ).
4. Один с сошкой … (семеро с ложкой).
5. У семи нянек … (дитя без глазу).
6. Семь раз поели … (а за столом не сидели).
7. Семь пядей … (во лбу).
8. Седьмая вода на … (кисели).
9. Семь пятниц на … (неделе).
10. Одним махом ­ … (семерых).
Печкин:
­ Вот спасибо, ребята. А то я бы сам не справился. А теперь мне пора на
работу, письма разносить. До свидания!

Интеллектуальная игра «Великолепная семерка» - страница №1/1

Интеллектуальная игра

«Великолепная семерка»

МОУ «Гимназия № 46» г. Чебоксары
Мероприятие предназначено для учащихся 10-11 классов, изучающих курс русского языка по углубленной программе.
Р е к в и з и т:

1. Доска


2. 2 конверта с вложенным текстом для Конкурса капитанов

3. 2 конверта с заданием для Творческого конкурса.

4. 7 табличек с пословицами для крепления на доску.

5. 10 табличек с названиями разделов для Теоретического тура.

6. карточка с нарисованной буквой (для Теоретического тура).

7. экран


8. мультимедийный проектор

9.ноутбук


А с с и с т е н т
Правила игры:

1. В игре принимают участие две команды по 7 человек. Право первого хода определяет жребий.

2. В конкурсах обязан принять участие каждый член команды.

3. До игры определяется капитан команды.

4. Жюри оценивает каждый ответ в баллах (количество баллов зависит от вида конкурса – от 1 до 5 баллов). Если команда не дала ответ на вопрос, она ничего не получает.

5. На обдумывание отводится от 10 секунд (в устных конкурсах) до 20 минут (творческий тур).


Цели игры:

учебные: проверить уровень полученных знаний и стимулировать самостоятельное изучение материала;

развивающие: способствовать развитию творческих способностей, логического мышления, сообразительности и коммуникабельности;

воспитательные: приобретение опыта публичных выступлений, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.
ХОД ИГРЫ:

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости нашего конкурса, дорогое жюри и, конечно, наши игроки. Без сомнения, всех нас здесь объединяет любовь к русскому языку и, очень бы хотелось, хорошее знание теории и практики русского языка.

Давайте познакомимся с нашими игроками:



  • представление игроков и капитана 1 команды;
А теперь разрешите представить наше глубокоуважаемое жюри:

  • представляем членов жюри.

Теперь, когда все мы знакомы, пришло время для Первого конкурса.


Р А З М И Н К А.

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 10 баллов)


Вопросы и задания:

1. Продолжите фразу: Существительные изменяются по числам и ___________? (падежам)

2. Что значит слово ВЫЯ? (шея)

3. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

4. Какого спряжения слово ЗАЖЕЧЬ? (1 спр.)

5. Образуйте существительное от прилагательного ЯСНЫЙ? (ясность)

6. Как звучит слово МЕТРО во множественном числе? (метро)

7. Какой знак препинания стоит в конце побудительного предложения, невосклицательного предложения? (точка)

8. Назовите разряд по значению местоимения ТВОЙ?(притяжательное)

9. Назовите корень слова ПРИХОТЛИВЫЙ? (хот)

10. Как называется троп, основанный на художественном преувеличении?(гипербола)

1. Продолжите фразу: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и _________?(родам)

2. Какой знак препинания вы поставите в предложении Я ЗНАЮ ГОРОД БУДЕТ? (:)

3. Какое слово не может быть вводным КАК БУДТО или ЗНАЧИТ? (как будто)

4. Назовите разряд по значению прилагательного КРИЛИЧИЙ? (притяжательное)

5. Как прозвучит слово БЕДРО во множественном числе? (бедра)

6. Слитно - раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (через дефис)

7. Какой фонетический процесс происходит в слове МОРОЗ? (оглушение)

8. Образуйте существительное от прилагательного СОСНОВЫЙ? (сосняк)

9. Выделите корень слова СВИДЕТЕЛЬ? (вид)

10. троп, основанный на переносе значения по принципу сходства явлений, называется _______? (метафора)

П О С Л О В И Ц Ы.

Правильный ответ – 1 балл

Время на обдумывание каждого вопроса – 2 минуты.

От каждой команды приглашаются по 2 человека.
Раздать 2 чистых листа.

Задание: закончите пословицу или поговорку.
Материал для игры:
1. Не мил и свет, (когда друга нет)

2. писать - (не языком чесать)

3. много ученых, (мало смышленых)

4. Умный любит учиться, (а дурак – учить)

5. лучше споткнуться ногою, (нежели словом)

6. Злой плачет от зависти, (а добрый – от радости)

7. Без наук (как без рук)
Т В О Р Ч Е С К И Й Т У Р

Конкурс выездной.

Время на создание творческой работы – 20 минут.

Приглашается 1 человек от каждой команды.

Максимальное количество баллов – 10 (по решению жюри).
Раздаются конверты с заданиями. Задание одинаковое: Создать творческую работу (объем и жанр определяется самим игроком).

Т е м а: Напишите творческую работу от имени РУБЛЯ (или РУССКОГО ЯЗЫКА).


Т Е О Р Е Т И Ч Е С К И Й Т У Р.

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 15 баллов)

Время на обдумывание каждого вопроса – 10-15 секунд.

От каждой команды приглашаются по 2 человека.

Начинает лидирующая команда.


Правила: на доске 10 табличек, на которых указаны названия разделов:

  • графика

  • лексика

  • фонетика

  • лексикография

  • морфемика

  • словообразование

  • морфология

  • синтаксис

  • стилистика

  • фразеология
В каждом разделе – 3 вопроса данной темы. Начинает – лидирующая команда, далее по очереди.
Вопросы и задания:

Г Р А Ф И К А.

1. Как в русской азбуке называлась эта буква? (карточка с буквой) (како)

2. на основе какого алфавита создана русская азбука? (греческого)

3. В каком году была проведена последняя реформа русского алфавита? (1918)
Л Е К С И К О Г Р А Ф И Я.

1. Кто является создателем самого богатого толкового словаря русского языка на сегодняшний день? (В.И. Даль)

2. как называется словарь, котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (орфоэпический)

3. В.В. Виноградов и Тихонов: какой словарь создали эти ученые? (словообразовательный)


Л Е К С И К А.

1. как называются заимствования из французского языка? (галлицизмы)

2. ЖГУТ листья и наложить ЖГУТ: как называется подобное явление в лексике? (омоформы)

3. К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, КРУТОЙ ПАЦАН? (жаргонизмы)


С Л О В О О Б Р А З О В А Н И Е.

1. Как называется способ образования слова КВН? (аббревиатура)

2. Слова ЛОМКА и ЛОМКОСТЬ образованы от одной основы? (нет)

3. Каким способом образовано слово БЕЗВЕРИЕ? (прист.-суффиксальным)


Ф О Н Е Т И К А.

1. Проиллюстрируйте примерами следующее чередование согласных Т/Ч/Щ (свет-свеча-освещение)

2. Дайте фонетическую характеристику первого звука в слове СШИТЬ (ш) – согл., тв., н., гл., парн.

3. в каких словах звук (Ж)- тверд., непарн. произносится по орфоэпической норме мягко? (вожжи, дрожжи)


М О Р Ф О Л О Г И Я.

1. Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (общий)

2. какими частями речи может быть слово ЛИ? (союз, частица)

3. В предложении ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН слово ОДИН относится к какой части речи? (существительное)


М О Р Ф Е М И К А.

1. Назови те слово с приставкой СУ? (сумрак)

2. Одинаковы ли окончания в словах СИНИЙ и ЛИСИЙ? (нет)

3. Продолжите определение: Основа слова – это… (часть слова без окончания и формобраз. суффикса)


С И Н Т А К С И С.

1. Укажите тип связи в словосочетании ЕГО УБЕЖДЕНИЕ? (примыкание)

2. Дайте характеристику предложения ТЕЛЕФОН-АВТОМАТ У ПОВОРОТА? (пов., невоскл., ПП., двусост., неполн., распростр., осложн. прилож.)

3. Какой тип сказуемого в следующем предложении: ЕГО ДУША БЫЛА СОГРЕТА УЛЫБКОЙ ДРУГА, ЛАСКОЙ ДЕВ? (СИС)


С Т И Л И С Т И К А.

1. Что такое ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР? (жанр письма)

2. Укажите средство выразительности в предложении ВСЕ ФЛАГИ БУДУТ В ГОСТИ К НАМ? (метонимия)

3. Как называется подобная речевая ошибка: НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР, ВЗАИМНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО? (плеоназм)


Ф Р А З Е О Л О Г И Я.

1. Объясните смысл фразеологизма ОТ АЛЬФЫ ДО ОМЕГИ? (от начала до конца)

2. Укажите источник крылатого выражения ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА? (Грибоедов «Горе от ума»)

3. Подберите фразеологизм со значением ЛЬСТИТЬ. (рассыпаться мелким бесом)


К О Н К У Р С К А П И Т А Н О В

Максимальное количество баллов – 10 (по решению жюри).

Время выполнения – 15 минут.

Конкурс выездной.

Задание: Охарактеризовать текст, указать средства выразительности.

Раздаются 2 конверта с заданиями. Текст одинаковый.

Возможный вариант текста:
ПОДСВЕЧНИК

Старый Подсвечник, немало поработивший на ниве освещения, никак не может понять новых веяний.

Конечно, сегодняшние лампочки – светлые головы, - соглашается он. – Но в наше время свечи жили иначе. Они знали свое место, не рвались на потолок, а между тем буквально заплывали жиром.

Ф. Кривин.


Проверка конкурса творческих работ.
П Р А К Т И Ч Е С К И Й Т У Р

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 7 баллов)

Время на выполнение задания – 7 минут.

Задание выполняет все команда.
Раздать конверты с заданиями. Задания одинаковые.
Возможный вариант задания:
1. Расставьте ударения в следующих словах:
ЖАЛЮЗИ КОЛЛЕ ДЖ КОРЫ СТЬ СОГЛЯДА ТАЙ
2. Вставьте пропущенные буквы:
ВИ(о)Л(о)НЧЕЛЬ КАК(о)ФОНИЯ ЯРМ(а)РОЧНЫЙ ПР(е)ТЕНЗИЯ
3. Определив, по какому признаку объединены слова, вычеркните «ЛИШНЕЕ» слово:
ТОРФЯНОЙ, ГЛИНЯНЫЙ, СТРЕЛЯНЫЙ, ЛЕДЯНОЙ
4. Подберите синоним к выделенному слову:
ТОНКАЯ наблюдательность –
5. Образуйте от данного слова нарицательное существительное со значением «житель данного города»:
АРХАНГЕЛЬСК – (архангелогородцы)
6. Расставьте знаки препинания:
Когда я вижу вокруг себя (,) как люди (,) не зная (,) куда девать свободное время (,) изыскивают самые жалкие занятия и развлечения (,) я разыскиваю книгу и говорю внутренне (:) этого одного довольно на целую жизнь. (Ф.М. Достоевский)
7. Восстановите исходную форму цитаты:
ЗАРАСТЕТ НАРОДНАЯ ТРОПА – (не зарастет народная тропа)
Верю – не верю…

Правильный ответ – 1 балл

(максимальное количество – 7 баллов)

Время на обдумывание каждого вопроса – 10 секунд.

От каждой команды приглашается 1 человек.
Задание: На каждый вопрос ведущего нужно дать ответ ВЕРЮ или НЕ ВЕРЮ.
Вопросы и задания:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО


1. слова СЛАДКИЙ и СОЛЕНЫЙ исторически однокоренные? (да)

2. есть такой суффикс КОМ? (да)

3. слово ЦИВИЛЬ в словаре Даля определяется как ВОРОБЕЙ? (да)

4. наречие – служебная часть речи? (нет)

5. во фразеологизме СТОЯТЬ У КОРМИЛА, КОРМИЛО – это РУЛЬ? (да)

6. КИРИЛЛИЦА – это один из жанров фольклора? (нет)

7. этимология слова СЕРЖАНТ восходит к слову РАБ? (да)
ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
1. слова ВРАЧ и ВРАТЬ исторические родственники? (да)

2. союзы могут быть образованы от деепричастий? (да)

3. в словаре Даля ест определение слова ЧЕБУРАШКА? (да)

4. название населенного пункта ЦАРСКОЕ СЕЛО правильно было бы написать так СААРСКОЕ СЕЛО? (да)

5. бывает нулевой корень? (да)

6. во фразеологизме ГОЛ КАК СОКОЛ, СОКОЛ – эта чугунная болванка? (да)

7. ПИЛИГРИМ – прислужник в монастыре, готовящийся стать монахом? (нет)
прослушать мнение жюри.

награждение победившей команды.

Игровая программа для 3-7 классов. Сценарий

Игра предназначена для школьников 3-7 классов. Может быть использована для проведения классного часа и как внеклассное мероприятие после уроков или в летнем лагере отдыха.
В игре участвуют несколько команд, по 7 человек.
Для оценивания результатов игры формируется жюри.

Участники: ведущий, сказочные персонажи (Баба-Яга, капитан Врунгель, Незнайка, почтальон Печкин), команды учащихся, жюри, болельщики.
Ведущий:
-Добрый вечер, друзья! Наша сегодняшняя программа называется «Великолепная семёрка». Надеюсь, что она даст вам возможность хорошо отдохнуть, проявить находчивость, ловкость и знания. В нашей игре участвуют команды… (представление команд), а оценивать их игру будут члены жюри (представляет членов жюри).
В центре внимания сегодня будет цифра «7». Вы, конечно, заметили распространенность этого числа. «Семёрка у нас не сходит с языка. И мы в этом сегодня убедимся».
Звучит веселая музыка. На сцене появляется Баба-Яга.
Баба-Яга:
- Ой, куда это я попала? А сколько ребятишек здесь? Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь…
Ведущий: (перебивает)
- Здравствуй, Баба-Яга. А ведь ты верно начала считать. А попала ты на игру «Великолепная семёрка». И соревнуясь, мы доказываем распространенность цифры «7».
Баба-Яга:
- У меня есть такое задание. Справитесь?
Ведущий: (обращаясь к детям)
- Постараемся!
Баба-Яга проводит первый конкурс.
Баба-Яга:
- Мой конкурс называется «Аукцион сказок». Вам предстоит вспомнить названия сказок, в которых упоминается цифра «7». Сколько сказок успеете записать за 5 минуточек, столько баллов и получите. Итак, время пошло.
- А чтобы, болельщики не скучали, я приглашаю их в «Сказочное бюро находок». Я прошу вас назвать сказочных героев, потерявших свои вещи:
1) Горошину (Принцесса)
2) Красную шапочку (Красная шапочка)
3) Санки (Кай)
4) Старое корыто (Старуха)
5) Туфельку (Золушка)
6) Зонтик (Оле-Лукойе)
7) Кремень-огниво (Солдат)
8) Бочонок меда (Винни-Пух)
9) Скорлупку грецкого ореха (Дюймовочка)
10) Музыкальный горшочек (Принц-свинопас)
- Какие молодцы, какие хитрецы, все-то они читали, все-то они знают! Прекрасно справились! А мне пора в свою сказку. До свидания!
Баба-Яга уходит. Звучит фонограмма песни «Веселый ветер».
Ведущий:
- А наша игра продолжается.
Фонограмма песни из мультипликационного фильма «Приключения капитана Врунгеля». Появляется Капитан Врунгель.
Капитан:

Есть в мире много разных стран, где якоря бросал я.
Друзья, я - Врунгель, капитан, и этим все сказал я.
Мне в правде отказать нельзя, и это каждый знает...
Порой не верится, друзья, и все-таки бывает.
- Мой конкурс называется «Семь веселых нот».
Я вручаю командам карточки с текстами песен, которые вам хорошо известны. Но в текстах пропущено по семь слов. Вам необходимо вставить нужные слова и исполнить куплет этой песни.
(Пример карточки:
«Мимо белого … луны, мимо … яблока заката
Облака из неведомой … к нам спешат и опять … куда-то.
Облака - … лошадки, облака, что вы … без оглядки.
Не смотрите вы, пожалуйста …, а по небу прокатите нас, облака.)
Капитан обращается к болельщикам:
- А пока наши команды выполняют задание, мы с вами попоем. Я буду называть строчку из песни, а вам, необходимо ее продолжить пением.
1. Мы едем, едем, едем, в далекие края…
2. Медленно минуты уплывают в даль…
3. Вот оно какое наше лето…
4. Папа может, папа может…
5. Буквы разные писать…
Капитан:
- Молодцы! Можно смело отправляться с вами в плавание, весело будет. А что же наши команды? Справились с моим заданием? Давайте посмотрим.
Ведущий:
- Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
Капитан:
- А я отправляюсь в очередное путешествие по океану. До свидания!
Ведущий:
- До свидания!
Фонограмма музыки «Гимн Незнайки и его друзей». Вбегает Незнайка.
Незнайка ворчит:
Это всем давным-давно надо бы понять,
Что на свете все равно невозможно знать.
Правда, правда, невозможно, совершенно невозможно,
Абсолютно невозможно все на свете знать.

Наша игра продолжается. Итак, мы переходим к следующему конкурсу. И называется он «Блиц». Вам будут предложены вопросы. Та команда, которая быстрее даст правильный ответ, получает 1 балл.
Вопросы:
1. Единица исчисления времени, равная 7 дням (неделя).
2. Как называется седьмая симфония Дмитрия Шостаковича? (Героическая).
3. Какой праздник отмечается 7 января? (Рождество).
4. Ансамбль из7 голосов или инструментов (Септет).
5. Седьмая буква в слове «Электрификация» (и).
6. Автор сказки «Светик -семицветик» (В. Катаев).
7. Как называется упряжка из 7 лошадей? (Семерик).
8. В средневековой школе было 7 предметов. Их называли «Семь свободных искусств». Это: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия. Назовите седьмой предмет. (Музыка).
9. Какой праздник по народному календарю отмечают 7 апреля? (Благовещенье).
Ведущий:
- Молодцы! А наше уважаемое жюри подведет итоги этого конкурса.
Звучит фонограмма из М/Ф «Простоквашино». Входит Почтальон Печкин. (Вид печальный, растерянный).
Печкин:
- Здравствуйте! Помогите мне, ребята. У меня на почте случилась авария: крыша потекла и все телеграммы промокли. А в телеграммах пословицы и поговорки, в которых встречается цифра 7.
Ведущий:
- Ну что, ребята, поможем Печкину? Тогда участвуем в конкурсе пословиц и поговорок.
Печкин зачитывает пословицы и поговорки, пропуская часть текста, участники команд дополняют ответом. Чья команда быстрее произнесет правильный текст.
1. Семь раз отмерь … (один раз отрежь).
2. Семеро … не ждут (одного).
3. Семь бед – … (один ответ).
4. Один с сошкой … (семеро с ложкой).
5. У семи нянек … (дитя без глазу).
6. Семь раз поели … (а за столом не сидели).
7. Семь пядей … (во лбу).
8. Седьмая вода на … (кисели).
9. Семь пятниц на … (неделе).
10. Одним махом - … (семерых).

Печкин:
- Вот спасибо, ребята. А то я бы сам не справился. А теперь мне пора на работу, письма разносить. До свидания!

Ведущий:
- А наша игра подходит к концу. И мы предоставляем слово жюри.

Выступление жюри : подведение итогов игры, награждение команд.

Ведущий:
- Спасибо всем за игру. До свидания!